Сложно найти водителя, который не знал бы, что такое Daewoo Matiz, но лишь немногие смогут сказать, как именно появилась на свет эта табуретка с колёсами. На самом же деле, история этого автомобиля началась ещё в 1992 году, и не где-нибудь, а в знаменитом итальянском ателье ItalDesign.
С чего всё начиналось
Как бы это странно не звучало, но история Daewoo Matiz началась с крошечного автомобиля Fiat 500. Это был своеобразный ответ итальянцев на Volkswagen «Жук», компактная и экономичная малолитражка, которая продержалась на рынке целых 20 лет. К 1977 роду она безнадёжно устарела, поэтому производитель решил её заменить на нечто более современное того же самого класса. Правда, вышедший в свет Fiat 126 итальянцам показался далеко не таким интересным, и в этом в немалой степени была виновата его спорная внешность. Впрочем, при создании следующей малолитражки производитель учёл сделанные ошибки.
Вышедший в свет в 1991 году Fiat Cinquecento должен был стать продолжателем рода «пятисотых», для него даже имя выбрали соответствующее – Cinquecento (итал.) «пятьсот». Правда, других намёков на прославленную модель не было, да и популярность новой малолитражки явно не дотягивала до культового Fiat 500. Поскольку возрождения старой модели не получилось, а продажи были весьма далеки от запланированных, решили действовать радикально. В том же году был объявлен конкурс на создание лучшего дизайн-проекта будущего автомобиля Fiat. У многих ещё теплилась надежда возродить легенду итальянского автопрома и создать современный «автомобиль для всех», которым можно было бы гордиться. Участники конкурса должны были представить свои работы на следующем Туринском шоу в 1992 году.
В конкурсе участвовали известные ателье, но большинство представленных работ имели очень слабую связь с реальной жизнью. Представленные концепты больше напоминали шоу-кары и не годились для производства, а самым примечательным оказался ItalDesign Cinquecento от известного итальянского ателье.
Fiat Lucciola
Правда, ItalDesign Cinquecento был всего лишь макетом, изготовленным из пластика, но даже при этом привлёк к себе внимание. Концепт сочетал в себе необычный внешний вид и практицизм, что было большим плюсом по сравнению с другими вариантами. Увидев большую заинтересованность, его решили развивать дальше и построили ходовой прототип Fiat Lucciola.
Конечно, Fiat Lucciola мало походил на старинный Fiat 500, но при этом имел несколько позаимствованных у него черт, например, точно такую же крышу. Вместо стандартного жесткого у автомобиля был мягкий верх, который легко скатывался и убирался назад, а на месте крыши оставалась лишь одна поперечина. Благодаря этому машина быстро превращалась в своеобразный кабриолет.
Конечно, на этом сходство и заканчивалось, поскольку концепт был более чем современным. Он имел однообъёмную компоновку, что было новшеством на то время и давало возможность увеличить вместительность до максимума, не увеличивая при этом общих габаритов. Также в салоне установили четыре кресла-трансформеры, которые можно было развернуть в противоположную сторону.
В техническом отношении Fiat Lucciola был далеко впереди планеты всей, поскольку в движение его приводил не обычный двигатель ДВС, а гибридная силовая установка. На задний мост установили два электродвигателя суммарной мощностью 18 лошадиных сил, а энергию они брали от небольшого дизель-генератора. Несмотря на столь невпечатляющие характеристики, автомобиль мог развивать скорость до 100 км/ч.
Daewoo Matiz
Вот только итальянский производитель не впечатлился новым автомобилем и решил действовать по-своему. Компания не решилась выпустить на рынок нечто столь радикальное и сделала рестайлинг Fiat Cinquecento. Обновлённая модель сделала неплохие продажи, но до большого успеха ей было далеко.
Впрочем, концепт Fiat Lucciola всё равно оказался полезным, но уже для южнокорейского производителя Daewoo. Он как раз искал новые идеи и собирался ввести в модельный ряд несколько новинок. Помощь в их создании оказывало ателье ItalDesign, где внезапно вспомнили о недавнем эксперименте. Концепт Lucciola переработали под серийное производство, убрали большую часть интересных фишек и удешевили, так и родился Daewoo Matiz.
В отличие от своего прототипа, он привлекал покупателей не своими уникальными качествами, инновационными решениями или особым удобством и оснащением. У нег было целых три привлекательные черты: маленький размер, экономичный двигатель и очень доступная цена. В остальном же это было сплошное недоразумение, удешевлённое донельзя. Как бы то ни было, его продажи превысили 2 миллиона экземпляров, а последние машины сошли с конвейера в 2018 году.
Если бы производитель не стремился сильно сэкономить, «Матиз» мог бы получить целый ряд уникальных решений, как некоторые другие неординарные машины.