Чтобы привлечь к себе внимание, производители время от времени выпускают интересные, яркие и необычные концепты, демонстрируя их на выставках по всему миру. АвтоВАЗ в этом не является исключением. За всё время его существования вазовские специалисты представили немало весьма любопытных концептов, но о самом впечатляющем из них, Lada Rapan, уже успели позабыть. Он долго хранился в запасниках производителя и изрядно обветшал, теперь же его отреставрировали и отправили в музей.
Как всё начиналось
Эта история началась задолго до того, как возникла идея создания «Рапана». Возможно, этот концепт никогда бы не появился на свет, если бы Михаила Маркиева, который работал на АвтоВАЗе инженером-конструктором, не отправили в 1994 году на стажировку в Соединённые Штаты. Среди прочих достопримечательностей, положенных для посещения по утверждённой программе, он смог посетить завод Freightliner Trucks, где выпускали грузовики и тягачи. Здесь он смог понаблюдать за полным циклом производства и поближе познакомиться с процессом – и с проектированием, и со сборкой, а после возвращения на родину его повысили до начальника отдела спецавтомобилей.
На тот момент АвтоВАЗ находился в непростом положении. Завод всегда работал на экспорт, причём занимался им в приличных объёмах, но популярность отечественной продукции на зарубежных рынках стремительно падала. Руководство хотело если и не вернуть утраченные позиции, то хотя бы остановить спад, а самым простым и безболезненным способом была презентация нового концепта. Вот его создание как раз и поручили Михаилу Маркиеву, решив положиться на его опыт и полученные за рубежом знания.
Проект ElCar 2000
Руководство приняло дальновидное и до того момента невиданное решение – полностью положиться на решения собственных специалистов и избавить их от какого-либо контроля со стороны начальства. Проще говоря, ответственной за разработку проекта команде разрешили творить всё, что им заблагорассудится, используя всю свою фантазию и опыт. Команду тоже разрешили набрать самостоятельно, а главной их задачей стало собрать нечто интересное и оригинальное, чтобы удивить всех вокруг и привлечь внимание к торговой марке. В итоге конструкторам и дизайнерам удалось создать нечто уникальное, буквально притягивающее взгляд, а посмотреть было на что.
Дизайн. Кому-то внешний вид «Рапана» может показаться странным, но история его появления ещё необычнее. По словам участвовавшего в проекте дизайнера, облик нового автомобиля ему привиделся во сне. Якобы он находился в Нью-Йорке, а над городом проплывало нечто, впоследствии оказавшееся передком машины. Остальную часть он не рассмотрел, потому как проснулся, поэтому пришлось дорисовывать всё самостоятельно.
В итоге ElCar 2000, как изначально называлась машина, получил так называемый биодизайн, отличавшийся плавными чертами и перетекавшими друг в друга формами. К тому моменту подобный стиль уже считался прошлым веком и не использовался производителями, но специалисты АвтоВАЗа решили рискнуть. Как показал опыт, они не прогадали.
Имя. С самого начала проект получил имя ElCar 2000. Возможно, именно с ним концепт и дебютировал бы в Париже, но в дело вмешалась судьба в лице дизайнера интерьера. Во время работы она сравнила машину с морским моллюском, рапаном, из-за необычной формы кузова, который неуловимо ей чем-то напоминал всем известную раковину. Прозвище всем пришлось по душе и намертво приклеилось к машине. Впоследствии его закрепили на официальном уровне, признав более подходящим.
Общая конструкция. Несмотря на футуристический внешний вид, в основе «Рапана» лежит «Ока». От неё были взяты основные узлы и агрегаты, что сэкономило много времени и решило множество проблем. Тем не менее шасси получилось по-настоящему уникальным, поскольку оно работало не с ДВС, а с электродвигателем. Причём конструкторы решили не искать лёгких путей, а создали настоящую аккумуляторную тележку, которая больше похожа на современные разработки. В основу нового шасси легла пространственная рама из стальных трубок, а всё остальное было смонтировано на ней. Причём батарею разместили в нижней части, распределив её равномерно между осями. Таким образом электромобиль приобретал хорошую устойчивость, поскольку центр тяжести располагался в самой нижней точке. Тележка получилась совершенно плоской, что облегчало последующий монтаж. Правда, пришлось долго работать над энергосистемой. У АвтоВАЗа хоть и были определённые наработки в этом направлении, но их невозможно было использовать в этом случае.
Кузов. Изготовление кузова стало одной большой и очень длинной историей. Созданный дизайн предполагал, что кузовные панели будут иметь очень сложную форму, поэтому на их изготовление ушло очень много времени. В качестве основного материала выбрали пластмассу, поскольку с ней было гораздо проще работать, чем с остальными. Кузов фактически вылепили и закрепили на трубчатом каркасе. Покрасили его в перламутровый цвет, поскольку так концепт смотрелся наиболее эффектно. Бросались в глаза даже зеркала, они в буквальном смысле вырастали из кузова.
Салон. Он был таким же, как и всё остальное – чрезвычайно вычурным и непривычным. Едва ли не самой необычной деталью был руль, в его центр поместили приборную панель. Двери были по большей части стеклянными и крепились к кузову единственной петлёй. На передней панели предусматривалось место для установки дополнительных элементов управления и медиасистемы, но их монтировать просто не стали, поскольку полнофункциональный концепт никто делать не собирался. Место под их посадку просто заделали тёмными пластиковыми панелями. Тем не менее «Рапан» был ходовым и на нём можно было покататься.
На Парижском автосалоне концепт произвёл фурор. О нём говорили в СМИ, его не обсуждали только ленивые. Даже итальянцы попросили привезти к ним «Рапана», чтобы тот поучаствовал в рекламной кампании. Тем не менее после французского дебюта и визита в Италию концепт демонстрировался только один раз, для чего кузов ему перекрасили в зелёный цвет. После этого он отправился в подвалы АвтоВАЗа, где и пылился долгое время.
Не так давно производитель вспомнил о нём и решил переместить в свой музей. Необычный концепт достали из подлатали и отправили на реставрацию, где его разобрали практически до винтика. Его подлатали и исправили всё, что пострадало за прошедшее время. После реставрации «Рапан» отправился заводской музей, где и будет теперь находиться.
На основе «Лады» делали много необычных концептов, а самым интересным из них был Lada Roadster, правда, по целому ряду причин до серийного производства он так и не добрался.