Первые внедорожники Land Rover считаются особенными, их до сих пор любят и ценят невзирая на прошедшие десятилетия с момента окончания их выпуска. На его основе выпускали и продолжают собирать интересные автомобили с весьма оригинальной внешностью и функциями. Одна из таких модификаций – малоизвестный гусеничный вездеход.
Настоящий внедорожник
Внедорожник Jeep Willys для своего времени оказался чрезвычайно удачным, поэтому появилось много подражателей и тех, кто хотел использовать удачную идею. Таким был и Морис Уилкс, технический директор Rover. Ему настолько понравился его Willys, что он захотел создать нечто похожее, и из этого желания родился Land Rover Series I. Внедорожник был очень похож на свой прообраз, но полностью отличался по своему назначению. Он предназначался прежде всего для фермеров и должен был стать идеальным помощником в домашнем хозяйстве.
По сути, это было нечто среднее между трактором и грузовиком. Land Rover Series I обладал солидной проходимостью и большим дорожным просветом. Внедорожник оказался настоящим золотым дном: компанию буквально завалили заказами, а причина этого была довольно простой. Несмотря на возможности автомобиля, его конструкция оказалась чрезвычайно простой, а сам он очень дешёвым.
Из-за дефицита стали и по той причине, что после завершения Второй мировой войны в достатке был алюминий, раму и кузов изготовили из авиационного алюминиевого сплава. Под капот установили рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 1,6 литра и мощностью 50 лошадиных сил, работающий совместно с 4-ступенчатой механической коробкой передач и полноприводной трансмиссией.
Впоследствии вышли в свет Series II и Series III, усовершенствованные и не менее популярные внедорожники. В базовом варианте у них была тентовая крыша, но можно было заказать и жесткую. За всё время своего существования внедорожники успели побывать в самых разных частях мира и продемонстрировать свои исключительные возможности и неприхотливость в самых жестких условиях. Если же этого кому-то не хватало, всегда можно было приобрести одну из многочисленных модификаций. Например, Land Rover в виде гусеничного вездехода.
Гусеничный Land Rover Series II
Автором столь необычного проекта является компания James A Cuthbertson Ltd., которая существует ещё с 1940-х годов и полностью сохранила своё основное направление работы. Она занималась созданием снегоуборочных машин и успешно работает в настоящее время. Конечно, теперь Cuthbertson превратилась в полноценную инжиниринговую фирму и выполняет целый комплекс сопутствующих работ.
Своим существованием гусеничный Land Rover обязан знаменитым шотландским болотам. Они славятся своей огромной площадью и обширными торфяниками, по которым передвигаться крайне опасно. Тем не менее фермеры постоянно были вынуждены жить и работать в таких условиях, и торфу они нашли много применений, например, жечь его и подсушивать солод перед изготовлением виски. Они нуждались в транспорте, способном передвигаться по ненадёжной и неровной поверхности, и таким мог бы стать Land Rover Series II, установленный на гусеничное шасси.
Основавший свою собственную компанию Джеймс Катберсон был известен своими нестандартными взглядами и неординарными проектами. Доподлинно неизвестно, что именно подтолкнуло его к созданию очередной поделки, но вполне возможно, что решился он на это как раз из желания помочь шотландским фермерам.
В качестве основы для нового проекта он выбрал Land Rover Series II. Внедорожник отличался сравнительно низкой ценой и обладал прочной конструкцией, поэтому вполне мог выдержать глубокую конверсию и последующие большие нагрузки. Катберсон не собирался вносить слишком уж большие изменения в автомобиль и хотел ограничиться лишь необходимым минимумом. Для этого он придумал весьма оригинальную схему.
Прежде всего он изготовил отдельный подрамник, который послужил основой для нового шасси, а на нём смонтировал катки, по два штуки на каждое колесо. С внедорожника сняли все колёса и диски, после чего на осях закрепили четыре шестерёнки, чтобы с их помощью приводить в движение гусеницы. Сами гусеницы были изобретением Катберсона, а основным их материалом сделали резину. Так они получались дешевле, весили гораздо меньше металлических, да и времени на их замену тратилось немного.
После того как были завершены подготовительные работы, внедорожник без колёс установили на подрамник и соединили их при помощи болтов. Оставалось лишь надеть гусеницы, и вездеход был готов отправиться на болота. Правда, пришлось ещё поставить усилитель руля, поскольку вся конструкция оказалась настолько тяжёлой, что управлять машиной было практически невозможно. Несмотря на такую диковинную конструкцию, бывшему внедорожнику удалось полностью сохранить рулевое управление.
Уникальное средство передвижения разрабатывалось с 1948 года, а выпускалось в конце 1950-х. Сколько всего было собрано экземпляров, неизвестно. Некоторые источники утверждают, что выпуск ограничился пятью вездеходами, другие же говорят о пятнадцати. Проследить судьбу каждого из них не представляется возможным, но известно, что они использовались, к примеру, телекоммуникационными компаниями и военными.
Вездеход обладал потрясающей проходимостью и мог пройти там, куда не отваживались заезжать на обычных автомобилях. Он оказался идеальным транспортом для торфяников, но имел серьёзный недостаток. Из-за нового шасси его центр тяжести переместился слишком высоко, поэтому на крутом рельефе можно было легко перевернуться. Впоследствии несколько вездеходов отреставрировали и продали на аукционах.
На основе Land Rover постоянно делают очень необычные модификации, например, гоночный автомобиль с двигателем от самолёта.