Каким бы сложным и тяжёлым ни был Северный морской путь, без него пришлось бы столкнуться с большими трудностями. Он связывает европейскую Россию и Дальний восток, и это самый короткий путь между ними. Правда, при этом приходиться плыть через Северный ледовитый океан, замёрзший и неприветливый. Хоть лёд и представляет собой определённую преграду, но с ним успешно справляются ледоколы, одни из самых удивительных кораблей в мире.
Немного истории
С самого начала мореплаватели сильно зависели от времени года. Как только температура опускалась сильно ниже нуля, судоходство останавливалось, поскольку деревянные корабли не могли пробиться через льды. Они сильно рисковали застрять во льдах на долгую зиму и быть раздавленными льдинами. Решения как такового не было, поскольку суда не обладали достаточной скоростью и энергией, чтобы проломить лёд и двигаться вперёд невзирая на столь неприятное препятствие. Ситуация не менялась вплоть до 1837 года, когда в гавани Филадельфии, США, появился пароход City Ice Boat No. 1. Конечно, это был не полноценный ледокол, а всего лишь деревянный пароход с гребными колёсами, который «научили» колоть лёд, если он не слишком толстый. После этого в других северных прибрежных странах появились корабли аналогичной конструкции.
Для России освоение северных территорий и морских путей было краеугольным камнем в развитии, поэтому созданию ледокольных судов придавали большое значение. Обычные корабли при всём желании ничего не могли сделать с толстыми северными льдами, и без ледоколов дальше двигаться было невозможно. Первым российским буксирным ледоколом стал «Пайлот», построенный в 1864 году, а в 1898 году на английской верфи был спущен на воду современный ледокол «Ермак». Его строили с использованием новых технологий, о которых раньше никто не мог даже подумать, и от обычных судов он отличался практически всем: и формой, и винтами, и даже своими качествами. Тогда это был всё ещё пароход, на тот момент паровой котёл был единственным возможным вариантом, но уже в 1932 году появились первые дизель-электрические силовые установки, и развитие ледокольного флота ускорилось во много раз. Современные ледоколы по-прежнему сильно отличаются от обычных кораблей, они уникальны в своём роде.
Как это работает
Единственное предназначение ледокола – ломать образовавшийся лёд. Таким образом ледокол создаёт проход во льдах для других кораблей, которые не могут самостоятельно преодолеть настолько серьёзное препятствие. Помимо прочего, ледоколы могут таким образом ломать лёд в судоходных гаванях. Конечно, для этого их конструкция должна быть по-настоящему уникальной.
Одно из главных различий между обычным судном и ледоколом – это корпус. Фактически ледокол сам по себе является плавучим тараном, пробивающим путь во льдах, поэтому его корпус просто обязан обладать потрясающим запасом прочности. Этого добиваются использованием высокопрочной стали и существенным увеличением толщины. Впрочем, всего этого недостаточно. Любая конструкция может сломаться из-за нелепых случайностей или уникального стечения обстоятельств, поэтому у современного ледокола корпус двойной. Если внешняя оболочка по каким-то причинам будет разрушена, то внутренняя остановит воду.
Ещё одна интересная особенность – это форштевень, так называют переднюю и нижнюю изогнутую кромку киля. Именно на неё и приходится основная нагрузка во время выполнения ледоколом своей работы. Его материал, конструкция и форма подобраны таким образом, чтобы оказывать максимальное воздействие на лёд и при этом не ломаться под давлением, а оно может быть чрезвычайно большим. Обычно, если лёд не слишком толстый, ледокол давит его своей передней частью, то есть он «наезжает» на него и продавливает своим весом. С более толстым льдом подобная тактика не срабатывает, в таких случаях судну приходится сдавать назад, разгоняться и буквально таранить кромку льда, разрезая и разламывая её. Поскольку прочности корпуса для этого не хватит, его усилили шпангоутами (внутренние распорки), увеличив таким образом общую жесткость.
Ещё один секрет ледокола – чрезвычайно мощная силовая установка. Без неё он не сможет выполнять свою работу. Современные ледоколы оснащаются атомными реакторами и мощными электродвигателями, которые и приводят их в движение. Не менее важная часть – гребные винты. В отличие от других судов, здесь их целых три.
На текущий момент Россия обладает самым большим ледокольным флотом в мире, а всего в нём насчитывается более 50 кораблей. Самое же интересное, что только в России строят атомные ледоколы. Таким образом они могут долгое время находиться в море, выполнять сложные задачи и не зависеть при этом от поставок топлива.
«50 лет Победы»
Это один из самых новых ледоколов, построенный на вервях Санкт-Петербурга. Он был заложен ещё в 1989 году, но через пять лет все работы были заморожены, поскольку возникли серьёзные проблемы с финансированием. Лишь в 2013 году проект был снят с консервации и работы продолжились, а в 2007 ледокол «50 лет Победы» был укомплектован и сдан в эксплуатацию.
Его длина составила 159 метров, ширина в самой широкой части – 30 метров, а водоизмещение составляет 25840 тонн. При этом корпус ледокола расширяется вперёд, обеспечивая таким образом большую «колею». Поддерживая постоянную скорость, он может ломать лёд толщиной до 2,8 метра. Это судно может отправиться в плавание в любое время года, невзирая на температуру за бортом. Даже если у него на пусти встретится ледяная гряда с толщиной льда до 20 метров, он всё равно сможет её преодолеть, постепенно проламывая её своим сверхтяжёлым корпусом.
Вт движение его приводят два реактора, и каждый из них работает с собственным турбогенератором. В обычном рейсе ледокол развивает примерно половину максимальной скорости, и в таком режиме ядерного топлива хватает на пять лет эксплуатации. При этом реакторный отсек имеет отличную защиту и может без проблем выдержать попадание торпеды.
Самым первым атомным ледоколом с атомной силовой установкой стал ледокол «Ленин», в которого вложили немало инновационных технологий.