Зачем советскому флоту понадобилась летающая подводная лодка

В 1930 годы российские специалисты активно работали над созданием собственных подводных лодок. Это было время экспериментов, когда проверялись одни теории и отбрасывались другие, не было проверенных методов и стандартов. Тогда и появилась очень интересная идея создания субмарины, способной и плавать под водой, и летать одновременно.

Гибридные машины

Можно ли заставить машину работать в условиях, которые для неё совершенно не подходят? На протяжении всей истории инженеры и конструкторы пытались решить этот вопрос и создавали интересные гибриды, к примеру, автомобиля и лодки, но все они натыкались на одну и ту же проблему. Ни одна из созданных машин в итоге не могла удовлетворительно работать ни в одной ипостаси, ни в другой. Взаимоисключающие технические требования заставляли специалистов постоянно идти на компромиссы в конструкции, которые мешали нормальной эксплуатации.

Вероятно, амфибии – самый яркий пример подобных гибридов. Бесчисленное количество раз обычную машину пытались заставить и плавать, и ездить, но она неизбежно делала и то, и другое из рук вон плохо. Создание водонепроницаемого корпуса, герметизация всех стыков и механизмов, усложнение трансмиссии и прочие новшества неизменно приводили к ухудшению ходовых характеристик на земле и к невозможности получить высокую скорость и приличную управляемость на воде. На текущий момент нет ни одной сколько-нибудь продвинутой амфибии, которая производится серийно и не имеет узкой специализации.

Одна из самых интересных попыток изготовить амфибию была сделана ещё в 1930-е годы. Если бы проект добрался до технической реализации, он бы наверняка стал одним из самых грандиозных в истории, поскольку рассматривался вопрос о создании ничего иного как летающей подводной лодки.

Подводная лодка-самолёт

Казалось бы, зачем нужна подводная лодка, которая может взлетать и перемещаться по воздуху, но у военных нашлись собственные соображения. По их мнению, летающая субмарина могла бы дать дополнительные преимущества во время охоты за судами противника, опережая своих подводных родственниц в плане обнаружения кораблей. С воздуха гораздо проще заметить вражеское судно, чем под водой, особенно с далеко не совершенными акустическими системами, которыми на тот момент оборудовались подводные лодки.

Летающая подводная лодка (ЛПЛ) может с воздуха и с большого расстояния обнаружить корабль противника, оставаясь при этом незамеченной и не рискуя каждый раз, всплывая на перископную глубину. По замыслу военных, самолёт-подводная лодка, заметив вражеский корабль, должна улететь далеко вперёд по ходу его движения на такое расстояние, чтобы его не было видно с палубы, а потом сесть на воду, погрузиться и ждать, пока судно не подплывёт поближе. Как только оно окажется в пределах досягаемости, можно будет подплыть поближе и открыть огонь торпедами. Если же судно свернёт в сторону, ЛПЛ взлетит и повторит уже проделанный манёвр. При этом шансы на поражение корабля существенно увеличатся с использованием нескольких ЛПЛ.

Идея без реализации

Эта интересная мысль о создании летающей подводной лодки пришла студенту военного инженерного училища. Он долго над ним думал, сделал несколько эскизов и представил их руководству. Военным проект показался очень необычным, интересным и многообещающим, поэтому его вернули студенту с указанием проработать детали, а потом отправили дальше по инстанциям. Военное руководство, изучавшее впоследствии документы, признало летающую подводную лодку многообещающей. Действительно, если бы её удалось построить, высшее командование могло получить в свои руки инновационную военную технику, способную переломить ситуацию в морском сражении. Правда, оставалось ещё много технических вопросов, в частности, можно ли вообще это построить. Для его решения требовались заключения профильных специалистов и лабораторные исследования.

Технические специалисты построили теоретическую модель летающей подводной лодки, согласно которому и провели анализ возможной конструкции. В целом, картина складывалась не очень обнадёживающей, техническая часть субмарины практически вся состояла из целой череды компромиссов. С одной стороны, ЛПЛ должна была плавать под водой и погружаться на достаточно большую глубину, это предполагало наличие прочной и довольно тяжёлой конструкции. С другой стороны, она должна была летать, что требовало как раз противоположного – лёгкого корпуса из алюминия или тонкой стали. Форма тоже вызывала большие сомнения, поскольку аэродинамические требования к самолёту и гидродинамические к подводной лодке совершенно различались. Вода во много сотен раз плотнее воздуха, для плавания нужен сигарообразный корпус с минимальным сопротивлением, самолёт же со своими крыльями и огромной площадью совершенно для этого не подходил.

Ещё большей проблемой была герметизация, в самолёте было слишком много оборудования, которое могло быть безнадёжно испорчено малейшим количеством солёной морской воды. Согласно составленному специалистами плану, следовало выделить несколько герметичных зон, где следует разместить непосредственно экипаж, двигатели для полёта и движения под водой, аккумулятор и приборную панель для управления в воздухе. Была и ещё одна проблема, без решения которой невозможно погрузить ЛПЛ под воду, — положительная плавучесть. Всю конструкцию. Самолёта требовалось наполнить водой, чтобы погружение вообще состоялось, включая и поплавки, на которые он садился на воду.

Несмотря на внушительный список нюансов, технические специалисты сочли проект целиком осуществимым. Каждый негерметичный отсек и часть конструкции можно было легко затопить, использовав их в качестве балласта. Корпус следовало изготовить из стали и покрыть её защитным слоем, предотвращающим от ржавчины. Силовая установка вполне могла состоять из трёх двигателей, двух для полёта и одного для плавания. По аналогичной схеме ЛПЛ следовало оборудовать двумя кабинами, причём кабину для полёта можно было затопить перед погружением, предварительно загерметизировав приборную панель.

Правда, технические характеристики летающей подводной лодки наверняка оказались бы слишком низкими. Тихоходная субмарина с запасом хода до 10-11 километров становилась лёгкой мишенью в случае обнаружения и не имела ни одного шанса уйти от пушек корабля. В итоге, признавая теоретическую возможность постройки такой подводной лодки, специалисты не рекомендовали проект к дальнейшей разработке. Гибрид самолёта и субмарины был похоронен, так и не родившись.

Колумбийские наркобароны тоже строили подводные лодки, при этом субмарины собирались из подручных материалов, но стоили баснословных денег.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓