Летучие корабли России

Из всех транспортных средств, созданных инженерным гением, самым удивительным является судно на воздушной подушке. Оно обладает уникальной конструкцией, а его возможности в ряде случаев куда шире, чем у обычных кораблей. Подобная техника производится по всему миру, и Россия исключением не является. Скорее, здесь производство судов на воздушной подушке очень развито благодаря большой в них потребности.

Суда на воздушной подушке

У любого «обычного» средства передвижения есть много ограничений, которые сильно мешают в повседневной жизни или в работе специалистов. Например, хорошему внедорожнику не составит труда проехать по просёлочной дороге в дождь или преодолеть брод, но вот глубокая грязь или серьёзно заболоченный участок станут непреодолимым препятствием. В свою очередь катер не сможет плыть по болоту или мелководью из-за слишком большой посадки или многочисленных растений. Конечно, практически любое препятствие можно преодолеть на вертолёте, вот только для посадки ему требуется подготовленное место.

Судно на воздушной подушке – это своеобразный компромисс между всеми этими транспортными средствами. Конечно, у него имеются свои ограничения, но преимуществ всё-таки больше, и все они происходят из способа передвижения: под днище, окружённое резиновой юбкой, огромным вентилятором задувается воздух и приподнимает судно над поверхностью. Двигается оно тоже на воздушной тяге. Судно буквально плывёт на воздухе, поэтому может легко преодолевать водные преграды, болота, каменистые пляжи, и даже может ездить по суше. Фактически это универсальный транспорт для местности, где о дорогах никто и никогда не слышал, а также для рек, озёр и болот. Именно по этой причине в России суда на воздушной подушке получили большое развитие. Многие производители взялись за их выпуск и время от времени предлагают интересные решения.

«Славир-9»

Это судно на воздушной подушке было выпущено компанией в Нижнем Новгороде, и оно имеет несколько интересных особенностей. Вероятно, самая главная из них – простая и надёжная конструкция. Обычно для того, чтобы двигать катер вперёд и одновременно нагнетать в его подушку воздух, используются довольно сложные решения, например, установка двух отдельных двигателей.

Правда, это всегда связано с увеличенными расходами на эксплуатацию и повышенными рисками поломки. «Славир-9» построен по другой схеме, у него только один двигатель, и он одновременно поднимает судно и толкает его вперёд. Чтобы добиться такого эффекта, получаемый от лопастей поток воздуха делится на две части, один направляется вниз, а другой назад.

Другая особенность катера – отличная управляемость несмотря на его достаточно солидный размер. Инженеры добились этого, грамотно управляя воздушными потоками. В итоге большой и громоздкий катер на воздушной подушке легко разворачивается на месте. Если же приходится ехать по извилистому и узкому каналу, он идеально вписывается в повороты на приличной скорости и в этом больше похож на компактный глиссер.

«Хивус-25» (А25)

Если уж говорить о размерах, то «Хивус-25», созданный в том же самом Нижнем Новгороде, гораздо больше. Его разработкой занимались специалисты из компании с говорящим названием «Аэроход». В отличие от первого СВП, это больше напоминает то ли автобус, то ли служебный транспорт. Впрочем, судно может выполнять и первую, и вторую роль. «Хивус-25» может быть спасательным судном, транспортом для служебного использования или же перевозить людей в крайне неприветливых условиях. Всё зависит лишь от того, как именно оборудовать СВП.

В его передней части находится рубка для экипажа, а вот позади неё расположен просторный салон, рассчитанный на десяток пассажиров. Его оборудовали удобными откидными диванами, местами для хранения багажа и ячейками со спасательными жилетами. Позади надстройки разместили рулевое управление и два огромных воздушных винта. При этом четыре турбины отвечают за нагнетание воздуха под днище.

Столь большой транспорт нуждается в мощных двигателях. Силовая установка «Хивуса» состоит из двух дизельных моторов мощностью 370 лошадиных сил каждый. Правда, они довольно прожорливы и вместе расходуют 110 литров за час непрерывной работы. Топливных баков общей ёмкостью 800 литров хватает примерно на четыре сотни километров хода.

«Ямал‑730»

Если «Хивус» — серьёзная машина, на которой можно вполне отправиться в экспедицию куда-нибудь в самую гиблую глушь, то «Ямал‑730» больше напоминает прогулочный катер или какое-то такси. При этом конструкция у судна на воздушной подушке простая, но более чем современная. Для снижения веса СВП собрали на основе сравнительно лёгкой            пространственной рамы, а уже на ней закрепили корпус из стеклопластика. Нижняя его часть сделана в виде прочной водонепроницаемой «ванны». Самое большое преимущество такого корпуса – устойчивость к длительному воздействию воды, а для дополнительной защиты его ещё и обработали специальным составом.

Судно на воздушной подушке оснащается двумя двигателями. Мотор Honda V690 мощностью 21 лошадиную силу приводит в действие вентилятор для воздушной подушки, а 104-сильный Renault K4MA 1.6 вращает маршевый винт. Конечно, это увеличивает расход топлива и усложняет обслуживание, но избавляет от необходимости в установке сложной механики для разделения крутящего момента. Мощности воздушного винта хватает чтобы разогнать СВП до скорости 45 км/ч.

Над кабиной находится два прожектора, один из них закреплён стационарно и светит вперёд, а другой установлен на поворотной основе и управляется из кабины. Передняя панель достаточно простая, чтобы в ней можно было интуитивно разобраться. Приборов немного, элементов управления тоже. Над салоном как следует поработали, водителю и переднему пассажиру достались удобные кресла, пассажирам в салоне кресла попроще. Всего внутри может разместиться 12 человек включая водителя.

Некоторые энтузиасты превращают катера на воздушной подушке в настоящие спорткары, способные на чудеса скорости.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓