Мировые техносвалки: Историческое кладбище паровозов

Старая, ржавая и поломанная техника разбросана по всему миру и в большинстве случаев не вызывает интереса ни у кого, кроме охотников за металлоломом. Между тем некоторые из подобных мест уже успели стать своеобразными достопримечательностями и привлекают большое внимание. Одни их воспринимают как техносвалки, другие – как достояние истории. В любом случае на них стоит взглянуть хотя бы раз в жизни.

На всякий стратегический случай

С момента первого появления стратегического ядерного оружия главам крупнейших держав приходится ломать голову над серьёзной проблемой: что делать, если оно всё-таки будет использовано. Применение ядерного оружия, помимо прямых и весьма масштабных разрушений, несёт и другие угрозы, например, мощный электромагнитный импульс. Он мгновенно сгенерирует заряд в электрических цепях во всей работающей электронике, которая окажется в пределах радиуса действия, и он в тот же момент выйдет из строя из-за большой перегрузки. При этом совершенно неважно, что именно это будет, электронные часы, светофор или автомобиль, вся техника остановится, в том числе и железнодорожные составы.

Остановка железнодорожного сообщения – это огромная проблема, и для военных прежде всего, поскольку вся привычная логистика будет разрушена. В Советском Союзе впервые задумались об этой проблеме во второй половине 1960-х годов и быстро решили её довольно своеобразным способом. Конечно, никто не стал разрабатывать защищённые от электромагнитного импульса локомотивы, поскольку их создание, постройка и повсеместный ввод в эксплуатацию стоили громадных денег даже для военного ведомства. Вместо этого было решено использовать уже существующие паровозы.

После появления электровозов и тепловозов стало очевидно, что век железнодорожного транспорта на паровой тяге подошёл к концу. Новые локомотивы обладали большей мощностью, были не столь ограниченными и куда лучше справлялись со своими обязанностями, поэтому с 1956 года после издания соответствующего указа паровозы постепенно уступили место более прогрессивной технике. Тем не менее о них не забыли и нашли им новое применение. Часть списанных паровозов стала стратегическим резервом на случай войны и применения ядерного оружия.

Стратегический запас

Паровозы обладали несколькими очень важными преимуществами: они были очень простыми, обладали большой надёжностью и не были подвержены воздействию электромагнитного импульса. По своей сути паровоз – одна из самых простых и надёжных машин в мире. Огромная цистерна нагревается при помощи угля, вода превращается в пар и приводит в движения колёса. В нём нет сложных электронных схем, а из электрического оборудования имеется только освещение да простенький генератор. Благодаря этому на него и пал выбор.

Стратегические хранилища были сформированы по всей стране, и одно из них создали в Пермском крае, в районе села Усть-Кишерть. Из расположенного неподалёку города Кунгура сюда перегнали паровозы, поставили их на железнодорожных путях в стороне от основных маршрутов, чтобы те не мешали сообщению, а потом законсервировали. Их сверху донизу обмазали специальным составом, который должен бы предотвратить появление ржавчины, и оставили на долгие десятилетия.

Конечно, за таким огромным парком требовался соответствующий уход. За поездами следили, периодически осуществляли техническое обслуживание и поддерживали их в рабочем состоянии. Территорию, разумеется. Охраняли, поскольку объект был стратегическим, и на его территорию посторонних не пускали.

Музей или технопомойка

Паровозов на территории стратегического хранилища находилось очень много. Основную их часть составляли паровозы серии Л конструкции Лебедянского. Он производился с 1945 года и стал одним из самых массовых. Его служебная масса составляла 102 тонны, а мощность силовой установки – 2200 лошадиных сил. При давлении пара в котле 14 атмосфер он мог развивать скорость до 80 км/ч. В задней его части находился тендер, гружёный 80 тоннами угля, а площадь печи, где он сжигался, составляла шесть квадратных метров. Всего за один час уходило примерно 2,5 тонны.

На его основе был построен ещё один из «экспонатов», паровоз серии ЛВ, выпущенный в Ворошиловграде (современный Луганск). Конструктивно это был самый выгодный паровоз, его коэффициент полезного действия составлял 9,3%.

Самое интересное, что стратегический паровозный парк продолжал существование ещё в 2018 году. Правда, к тому времени его ряды существенно поредели. При этом на охраняемой территории по-прежнему находилась техника и о ней заботились, хоть и непонятно, насколько тщательно это делалось.

Рядом с охраняемой находилась территория для туристов. Фактически это был железнодорожный могильник, до которого никому не было дела. Сюда приезжало много людей, чтобы побродить среди заброшенной ржавой техники, пофотографироваться и прочувствовать всю атмосферность этого места. По мнению некоторых посетителей, здесь было даже жутковато. Железнодорожная техника стояла на заброшенных путях в разросшейся высокой траве и с густыми деревьями вокруг. Всё это создавало ощущение чего-то нереального и постапокалиптического.

По всей видимости, в какой-то момент хранившийся десятилетия технопарк оказался больше не нужен. Несколько паровозов были проданы музеям, отреставрированы и выставлены в соответствующих экспозициях. Другие же, скорее всего, пошли на металлолом за ненадобностью. К 2018 году техники уже оставалось мало, а на текущий момент, по сообщениям ряда посетителей, там больше вообще ничего нет.

Хоть вместо паровозов давно используются более технологичные поезда, но классика никуда не исчезла, и некоторые железнодорожные составы блистают невероятной роскошью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓