10 000 км замены масла: миф или реальность? Опытный автомеханик дает ответ

В эксплуатации автомобиля есть очень много нюансов, знание (или незнание) которых сильно влияет на срок службы машины и стоимость её обслуживания. Один из таких моментов – замена масла в двигателе. Одни водители следуют инструкции, другие больше доверяют практическому опыту и знанию механики, третьи же вообще это делают как придётся. Так как же правильно?

Немного физики

Как и в любом другом механизме, в двигателе внутреннего сгорания одной из самых больших проблем является трение. Трущиеся поверхности неизменно нагреваются и изнашиваются, что и приводит к быстрому выходу узла из строя. В подобной ситуации жизненно важное значение имеет смазка, масло создаёт между деталями плёнку с определёнными механическими и химическими свойствами, которая и предотвращает прямой контакт между поверхностями. К сожалению, в двигателе эти свойства постоянными быть не могут, слишком уж жесткие условия работы: чрезвычайно высокая рабочая температура и воздействие продуктов сгорания. Масло постепенно меняет свойства и плохо смазывает детали, к тому же в нём накапливается нагар, что никак не улучшает ситуацию. Замена масла с сопутствующей промывкой двигателя решает эту проблему, вопрос только в том, как часто это делать.

По документам

Каждый производитель к собственному автомобилю прилагает подробную документацию, в составе которой имеется и план технического обслуживания. Он составляется с учётом оптимального режима работы и содержит в том числе требования к периодичности замены масла. Вот только с точки зрения потребителя всё не так просто. Многие забывают о том, что автомобиль – это товар со своим ресурсом и гарантийным, и в идеальном для производителя варианте владелец должен сменить его, как только машина выйдет из строя. В среднем гарантия составляет 3 года или 100 тысяч километров, и всё рассчитывается на основе этих цифр. Поэтому не следует ждать рекомендуемых производителем 15 тысяч километров для замены масла, её стоит сделать раньше.

Второй важный момент – как правильно исчислять периодичность замены масла. В подавляющем большинстве случаев машину используют для поездок по городу, а они имеют свою специфику. Каждая поездка состоит из целой череды остановок, ускорений и участков, на которых приходится ехать с маленькой скоростью. Мотор постоянно работает и «проезжает» куда больше, чем по одометру, поэтому корректнее измерять период не в километрах, а в моточасах. Согласно статистике, средняя скорость езды по городу – примерно 30 км/ч (или даже меньше), что составит 500 моточасов до рекомендуемого лимита в 15 тысяч километров. Это слишком много даже для топовых масел, рассчитанных на 300-350 часов работы.

На практике

Рекомендованная производителями периодичность замены масла рассчитывается с учётом идеальных условий, которые в реальной жизни практически не встречаются. Согласно созданной ими инструкции, в тяжёлых условиях её требуется делить на два, но не все водители отдают себе отчёт, что именно значит «тяжёлые». Фактически это всё, что снижает ресурс автомобиля и прямо влияет на его работу: большие перепады температуры, прогрев двигателя, наличие большого количества пыли на дороге, частые остановки, некачественное дорожное покрытие или же полное его отсутствие (грунтовка). Как ни посмотри, но всё это идеально описывает российские дороги и погоду.

Зимой водителю, который вынужден использовать машину на сильном холоде, приходится часто прогревать двигатель, а город для автомобиля – одна сплошная полоса препятствий. Здесь даже те водители, что действуют исключительно по инструкции производителя, должны менять масло в двигателе через каждые 7-8 тысяч километров. В принципе, по мнению некоторых специалистов, это наиболее оптимальный пробег для замены масла.

Важные вопросы

Замена масла раз в год. Некоторые водители проводят столь важную процедуру один раз в год, не придерживаясь при этом никаких рекомендаций, поэтому и возникает вопрос о ежегодной смене масла. В принципе это допускается, но только в том случае, если автомобиль за год проехал меньше, чем это требуется для смены масла. Замену придётся делать даже в том случае, если машина всё это время простояла в гараже: без движения моторное масло всё равно окисляется, распадается и теряет свои качества.

Можно ли делать замену раз в сезон. В обычных обстоятельствах подобная практика никак не оправдана, ведь автомобиль может проехать и больше, и меньше положенного. Правда, есть два исключения: большой пробег (то есть время и так уже подошло) и проживание в климате с большими перепадами температуры. Обычно с приходом холодного сезона полной замены масла не требуется, оно имеет достаточно широкий диапазон рабочих температур. Другое дело, если зимой температура воздуха падает слишком сильно, и обычное масло становится чрезвычайно вязким.

Стоит ли придерживаться рекомендованных 15 тысяч километров. Стоит, но только в том случае, если большую часть времени машина едет по трассе, причём лимита она достигает не за год, а за более короткий промежуток времени – месяц или два.

В своё время на ВАЗе пытались внедрять роторный двигатель, разработанный собственными специалистами.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓