В Китайской Народной Республике ученые провели испытания прототипа нового самолета TSV X-plane, способного летать на гиперзвуковой скорости. Согласно официальной информации летательный аппарат, благодаря определенным особенностям конструкции, способен развить скорость, которая в 5 раз превышает скорость звука. У данной модели самолета довольно необычная и интересная история.
Особенности гиперзвукового китайского самолета
Ученые каждой из крупных стран регулярно работают над созданием новых видов оружия. В современном мире гонка вооружений привела к тому, что правительство каждой из стран хочет заполучить в свое распоряжение такое устройство, которое бы нивелировало бы преимущество аппаратов государства конкурента.
Активно развивается отрасль авиации. Создание гиперзвуковых самолетов, а также летательных аппаратов – невидимок позволит получить серьезное преимущество в будущем. В 2021 году китайские ученые продемонстрировали всему миру свое новое творение – гиперзвуковой самолет.
Несмотря на то, что модель TSV X-plane является всего лишь прототипом. Она обладает довольно внушительными характеристиками. В ходе испытаний в аэротрубе было подтверждено, что летательное устройство способно развить скорость, которая в 5 раз превышает скорость звука.
Внушительной скорости китайским ученым удалось добиться благодаря довольно смелому решению в конструкции. Обычно современные гиперзвуковые самолеты создаются по одному и тому же принципу и имеют один двигатель. Научные деятели из Китая решили применить при создании самолета идею Мин Хан Танга. Он в конце ХХ столетия занимал ответственную должность главного инженера гиперзвуковой программы НАСА.
Конструкция китайского прототипа разработана таким образом, что вместо привычного одного двигателя самолет использует сразу два. Они располагаются с двух сторон от центра летательного аппарата.
Потеря для НАСА – находка для Китая
Идея создания устройства, который бы оснащался сразу 2 моторами принадлежит Мину Хан Тангу. Он пытался воплотить ее в жизнь работая еще в НАСА. В данной организации китайский ученый занимал должность главного инженера гиперзвуковой программы. Проект получил «зеленый свет», и даже долгое время находился в стадии активной разработки.
До того как ученым удалось проверить эффективность конструкции, представители правительства США посчитали проект Танга не целесообразным и приняло решение прекратить разработку. Это произошло в самом начале XXI столетия.
Мин Хан Танг с конца 1980 годов возглавлял исследовательские программы НАСА по гиперзвуковым полетам. Однако в 1999 году он решил покинуть космическое агентство США из-за якобы недоверия правительства к ученым китайского происхождения. Во многом именно благодаря уходу Танга из НАСА китайские ученые и смогли сконструировать устройство TSV X-plane.
Поспособствовало появлению гиперзвукового устройства TSV X-plane рассекречивание чертежей программы Boeing Manta X-47C над которой в НАСА работал Танг. Несмотря на то, что Мин Хан Танг не дожил до испытаний самолета, его идеи смогли воплотить в жизнь другие ученые. Прототип аппарата был собран благодаря усилиям профессора из Нанкинского университета аэронавтики и астронавтики Тан Хуэйцзюня, а также ученым и инженерам, находящимся в его подчинении. Именно они и проводили первые испытания TSV X-plane в аэродинамической трубе.
Профессор Тан Хуэйцзинь и его коллеги поделились своими мыслями насчет самолета после первых испытаний:
«Существует предел того, насколько круто самолет может набрать высоту, не заглушив двигатели. Несмотря на то, что создание компоновки устройства с двумя двигателями была возможна с некоторыми преимуществами, как показал наземный эксперимент, многие сложные проблемы все же необходимо еще решить».
Команда китайских ученых признала, что дизайн самолета Мин Хан Тангане был идеальным. Компьютерное моделирование и результаты экспериментов показали, что существует вероятность возникновения сильной турбулентности вокруг углов воздухозаборников, которая может повлиять на устойчивость полета.
Несмотря на некоторые недочеты, в целом проект самолета TSV X-plane показал себя как нельзя лучше. К тому же состоялись только первые испытания прототипа, которые помогли ученым понять, какие из частей летательного аппарата необходимо улучшить. Прототип гиперзвукового самолета будет усовершенствован уже в ближайшем будущем.