Огромные вездеходы советского прошлого: удивительные творения ЗИЛа

Несмотря на отставание в технологиях от западных стран, трудности с финансированием и бюрократические проволочки, советские специалисты смогли построить много интересных и уникальных машин. Специалисты Завода имени Лихачёва – не исключение. Пока его не закрыли, ЗИЛ успел выпустить в том числе и множество вездеходов.

«Синяя птица»

Практически все уникальные проекты своим рождением обязаны острой потребности в какой-нибудь машине с уникальными качествами. К примеру, в 1965 году во время экстренного возвращения советских космонавтов на родину спасателям пришлось долго и упорно искать посадочную капсулу, не имея при этом никакого спецтранспорта. После этого случая остро стал вопрос о создании служебных вездеходов для поиска приземлившихся астронавтов. Сложно было сказать, где именно произойдёт посадка, а поездка до этого места могла быть сопряжена с большими трудностями. Так и появились знаменитые «Синие птицы».

«Синими птицами» назвали два вездехода-амфибии жизнерадостного синего цвета. В их создании использовались очень интересные решения, созданные специалистами ЗИЛа. Оба вездехода обладали просто огромной проходимостью, их не останавливали ни снег, ни грязь, ни открытая вода. При необходимости они с одинаковой лёгкостью преодолевали бурелом и открытую воду, благо, это позволяли сделать огромный клиренс и герметичное шасси-лодка.

В основе вездеходов лежит прочнейшая рама, а в движение они приводятся двигателем V8 объёмом 6 литров мощностью 150 лошадиных сил. При этом для облегчения всей конструкции кузов полностью изготовили из стеклопластика. Первый вездеход грузовой, он предназначен для транспортировки посадочной капсулы и оснащается грузовой платформой с рукой-краном. Второй вездеход пассажирский. Внутри его салона имеются места для космонавтов и персонала спасательной экспедиции. Есть даже место для размещения носилок. Согласно имеющейся информации, всего было изготовлено 14 пассажирских амфибий и 12 грузовых.

Транспортёр ЗИЛ-135Ш

В отличие от первой, постройка этой машины осталась незавершённой, специалисты ЗИЛ успели добраться только до испытаний прототипа, на котором проверяли работу диковинной ходовой части и силовой установки. В конце 1960-х годов после смены руководства в ОКБ-1 финансирование проекта было прекращено, а все работы остановлены. До создания полноразмерной машины дело так и не дошло, поэтому о её масштабах можно судить, если только подключить воображение.

История этого уникального тягача началась ещё в первой половине 1960-х годов, когда стартовала разработка ракеты Н-1 для лунной экспедиции. Предполагалось, что ракета-носитель Н-1 должна была быть очень тяжёлой и иметь куда большие габариты, чем обычная. Это ставило перед конструкторами серьёзную проблему: им нужно было придумать, как перевезти её с места разработки к месту запуска. Целиком это сделать было невозможно, только частями, а это влекло за собой дополнительные трудности. Было решено часть пути проделать по Волге, а для преодоления оставшегося участка использовать специальный тягач неимоверных размеров. Правда, его ещё требовалось построить.

Этим и занялись зиловские инженеры. Согласно их расчётам, огромный тягач-вездеход должен был иметь грузоподъёмность более ста тонн. Его размер обещал быть настолько большим, что межколёсное расстояние составило бы 11 с лишним метров, а всего планировали поставить 32 колеса. От использования стандартной силовой установки полностью отказались, вместо неё собирались поставить гибридную дизель-электрическую. В ступице каждого колеса размещался электромотор, а приводился он в действие дизель-генератором. Отдельный двигатель внутреннего сгорания в качестве аварийной меры отвечал за задние колёса. К сожалению, новый руководитель ОКБ-1 посчитал, что перевозить ракету подобным образом нецелесообразно.

ЗиЛ-Э167

Это один из самых интересных проектов Завода имени Лихачёва, но вот причина его существования остаётся довольно спорной. В 1961 году запрос на создание вездехода руководству направил Московский городской Совнархоз, но история умалчивает, зачем именно им понадобилась такая машина. Ведь даже в то время было достаточно много вездеходов, при помощи которых можно было легко решить большую часть всех мыслимых задач, для этого даже никакая модификация не понадобилась бы. Как бы то ни было, но специально по такому случаю зиловские конструкторы использовали весь свой богатый потенциал и в итоге продемонстрировали что-то действительно особенное.

Удивительное дело, но вездеход ЗиЛ-Э167 собирали, как говориться, на коленке. Виной тому – главный конструктор, который вовремя не увидел пришедшие ему бумаги и дал распоряжение о реализации проекта только через год. Поэтому, чтобы не завалить все сроки и не навлечь на себя гнев руководства, все трудились так, будто от этого зависели их жизни. Впрочем, качество от этого нисколько не пострадало.

Поскольку разрабатывать что-то новое времени совершенно не было, местные специалисты использовали то, что имелось на текущий момент в ближайшей доступности. Вездеход ЗиЛ-Э167 получился очень большим, его длина составляла почти 9,5 метра при высоте три с небольшим. Кабину, рассчитанную на четырёх человек, позаимствовали у военной модификации ЗИЛ-135Л, а кузов сделали новый, изготовив его из стеклопластика. Силовая установка получилась очень интересной. Для колёс правого и левого бортов установили по одному двигателю V8 мощностью 180 лошадиных сил. Правда, расход топлива для такой силовой установки оказался просто огромным. Зато внедорожные качества оказались на высоте благодаря огромным колёсам, трёхосному шасси и почти метровому дорожному просвету. В серийное производство вездеход никто запускать не собирался, он так и остался в единственном экземпляре.

Специально для работы на Крайнем Севере разрабатывают экстремальные вездеходы, такие как «Русак», огромный четырёхосный монстр.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓