Чехословацкие мотоциклы в Советском Союзе были очень популярны, а владение ими порой поднимало человека до незримых высот. Также большим спросом пользовалась одна важная опция – коляска (боковой прицеп) Velorex, с которой мотоцикл превращался практически в лимузин. Вероятно, сейчас мало кто вспомнит, что помимо столь полезной продукции компания выпускала ещё и коляски с мотором. И были они очень своеобразными.
Дешёвый транспорт
Один из главных недостатков автомобиля – его чрезвычайно высокая цена, даже бюджетные модели стоят довольно дорого и недоступны представителям плохо защищённых слоёв населения. В тяжёлые времена глобальных кризисов некоторые производители старались обеспечить таких людей хоть каким-то транспортом (и, разумеется, самим остаться на плаву), поэтому и появлялись на дорогах очень странные машины.
Самой привлекательной и единственной их положительной чертой становилась цена, для снижения которой конструкция максимально упрощалась. Неуклюжая и достаточно нелепый внешний вид мгновенно привлекал к себе внимание, да и сейчас вызывает искреннее недоумение у тех, кому посчастливится увидеть это творение. Вероятно, самым экзотичным представителем машин такого класса является мотоколяска от Velorex.
Маленький «Оскар»
Владельцы компании Velorex, братья Моймир и Франтишек Странские, долго думали над тем, каким образом можно создать дешёвый и доступный транспорт. В итоге в 1945 году в свет вышла мотоколяска «Оскар».
Вся её конструкция – результат многочисленных компромиссов между удобством, качеством и ценой. Для удешевления полностью отказались от использования рамы, заменив её пространственным каркасом из стальных трубок, который также выполнял роль защитной капсулы для водителя.
В задней его части нашли место для установки мотоциклетного двигателя от «Явы» объёмом от 250 до 350 кубических сантиметров. Крутящий момент от него передавался цепью на заднее колесо.
Задней передачи у него не было, если возникала необходимость сдать назад, мотоколяску приходилось толкать. Для особо сложных случаев предусмотрели возможность запуска двигателя в обратном направлении, в этом случае «Оскар» двигался задом наперёд.
С созданием кузова, правда, вышла небольшая заминка. Его хотели сделать из лёгкого и устойчивого к коррозии алюминиевого листа, но в послевоенные годы это был дефицитный материал. Поэтому из положения вышли весьма оригинальным способом.
Вместо алюминия использовали прорезиненную ткань, используя несколько отрезов разных размеров и форм, которые закреплялись на трубчатом каркасе.
Мотоколяска пользовалась большой популярностью, а её выпуск продолжался вплоть дот 1973 года. Всего в разных модификациях, включая и четырёхколёсный вариант, было выпущено 16680 экземпляров, около половины из них ушли на экспорт.
До наших дней сохранилось очень мало «Оскаров», поскольку они были плохо защищены от коррозии.
Вероятно, самая известная мотоколяска на всём постсоветском пространстве – это «Моргуновка» СМЗ С-3А. В своё время она вполне могла превратиться в куда более удобное транспортное средство.