Специалисты советского автопрома разработали немало интересных и многообещающих машин. Правда, большая часть из них так и осталась в виде проектов и прототипов, а некоторые были выпущены крайне малым числом и остались почти неизвестны широкой публике.
МАЗ-2000 «Перестройка»
В 1988 году специалисты МАЗа представили инициативный проект принципиально нового грузовика, который должен был совершить революцию в грузоперевозках. Они считали, что будущее принадлежит модульным автомобилям, которые могут трансформироваться в зависимости от текущих потребностей, что позволило бы значительно упростить производство и достичь высокой эффективности в работе.
Они создали прототип МАЗ-2000 и представили его на выставке за рубежом, где грузовик удостоился многочисленных похвал от экспертов и других производителей. В его основе была грузовая тележка двух типов – с двигательной установкой и без. На них можно было поставить грузовую площадку и создать таким образом автопоезд любой длины, регулируя количество тяговых элементов. При этом грузовик имел приличную современную комплектацию и обладал несколькими конструктивными особенностями, такими как поворотная тележка.
Правда, в своём стремлении создать нечто уникальное, инженеры не предусмотрели всех тонкостей эксплуатации, и в итоге серьёзные недостатки, к примеру, плохой обзор и неважная управляемость, поставили крест на всём проекте.
ЗИЛ-4102
1982 год для ЗИЛа ознаменовался попыткой построить новый представительский автомобиль вместо уже существующей модели ЗИЛ-4104. Впоследствии его планировалось передать партийной элите и обеспечить чиновничий аппарат одинаковыми машинами. После нескольких попыток удалось создать автомобиль с оригинальным, красивым и современным кузовом. Всего построили два прототипа с кузовами золотистого и чёрного цвета, которые с лёгкой руки создателей получили прозвища «Райка» и «Мишка» соответственно.
На тот момент их конструкция была достаточно современна. Они имели несущий кузов, полностью независимую подвеску «Макферсон», дисковые тормоза и трансмиссию с дифференциалом. В движение их приводил карбюраторный двигатель V8 объёмом 7,7 литра и мощностью 315 лошадиных сил, который работал с 3-ступенчатым автоматом. Салон был рассчитан на 4 места, в нём устанавливались раздельные кресла с электрорегулировками, акустическая система и CD-проигрыватель, климат-контроль, электростеклоподъёмники и бортовая система, которая умела распознавать голосовые команды. Максимальная скорость составляла 190 км/ч.
Прототипы были готовы в 1988 году, но Горбачёву новый седан не понравился. Проект был заморожен, а оба автомобиля достались заводу. Чёрный был впоследствии разобран, а золотистый осел в частной коллекции.
ВАЗ-2702 «Пони»
Автомобиль – универсальный инструмент и помощник, а некоторые его виды являются поистине незаменимыми. К примеру, компактная коммерческая модель с небольшой грузоподъёмностью могла бы решить многочисленные проблемы в работе производственных и торговых предприятий. Таким и должен был стать маленький «Пони», разработанный специалистами ВАЗа в 1980 году. Для упрощения конструкции его решили сделать электрическим.
Конструкция ВАЗ-2702 была разработана по авиационным технологиям из прочного алюминиевого сплава. В качестве основы послужил металлический каркас с перфорациями, при помощи которых пытались уменьшить общий вес. Это было более чем актуально, поскольку источником питания служили никель-цинковые аккумуляторы общим весом 380 килограмм. Для их быстрой замены предусмотрели съёмный модуль, а конструкцию сделали бескапотной для улучшения обзорности.
Были, конечно, и недостатки. В кабине было тесно, а окна не открывались, поскольку места для механизмов уже просто не оставалось. Многочисленные недоработки пытались исправить, но их становилось всё больше, и самой главной проблемой была низкая грузоподъёмность. Тяговая батарея оказалась слишком тяжёлой и недостаточно ёмкой, чтобы обеспечить требуемую мощность. Плановая грузоподъёмность должна была составить 500 килограмм, но больше ста пони на борт брать не мог. По совокупности проблем проект было решено закрыть.
АЗЛК-2144 «Истра»
В 1985 году группа перспективных разработок на АЗЛК начала работу над автомобилем будущего, который планировалось создать к 2000 году. Инженеры постарались на славу и представили по-настоящему интересный проект, успешная реализация которого могла бы стать огромной ступенькой наверх для всего автомобилестроения. Правда, по вполне понятным причинам практически все плановые разработки остались на бумаге.
Основным материалом для шасси и кузова стал высокопрочный алюминиевый сплав, инженеры даже успели поработать над аэродинамикой, добившись отличного результата с коэффициентом 0,149. При этом по каждому борту была единственная дверь, которая поднималась вверх и открывала доступ в салон и водителю, и пассажирам. В движение перспективный автомобиль должен был приводить мультитопливный турбодизель мощностью 68 лошадиных сил, способный работать на дизельном топливе, бензине, солярке и рапсовом масле.
В будущей комплектации числились адаптивная пневмоподвеска с электронным управлением, АБС, противобуксовочная система, подушки безопасности, навигационная система, бортовой компьютер, электронная приборная панель с проекцией данных на лобовое стекло и многое другое. К сожалению, существующего финансирования было явно недостаточно, а в 1993 году прекратили и его. За всё время работы успели создать только неходовой макет.
В своё время на Челябинском тракторном заводе разработали уникальный вездеход, который своим внешним видом и устройством способен удивить и сегодня.