«Арго»: Фантастический вездеход из СССР

Сейчас принято восхищаться современными концепт-карами, интересоваться огромными машинами и удивляться промышленной технике, которая выглядит так, будто сошла со страниц фантастических романов. Тем не менее необычные машины создавались на протяжении всей долгой истории автопрома, в том числе и на советских предприятиях. Яркий тому пример – восьмиколёсный вездеход «Арго».

Вездеход-амфибия

О том, для чего именно разрабатывалось это удивительное транспортное средство, история умалчивает. До сих пор в архивах Челябинского тракторного завода сохранилась проектная документация для вездехода «Арго», но на текущий момент не осталось никого, кто мог бы пролить свет на его предназначение.

Известно, что его разработал в 1950-1951 годах конструктор тракторного завода Максим Николаевич Мельниченко, а потом его собирали всем цехом. Несмотря на приложенные усилия, в итоге «Арго» оказался никому не нужен, причины этого тоже остались за кадром истории. Машина хранилась у инженера и долгие десятилетия провела на улице, предоставленная непогоде и всем ветрам.

Поскольку «Арго» никак не охранялся, желающие поживиться за чужой счёт растащили его по частям на металлолом. Фактически от удивительного вездехода остался лишь корпус. Именно в таком виде его и нашёл частный коллекционер, пожелавший спасти остатки от незавидной участи. Он выкупил каркас по цене лома и спрятал подальше от расхитителей цветного металла. К сожалению, стоимость реконструкции оказалась слишком велика, поэтому остов до сих пор находится в плачевном состоянии. Его привели в относительно пристойный вид и сделали частью экспозиции.

Четырёхосный «Арго»

Вездеход сохранился хотя бы в таком виде и не рассыпался в ржавчину исключительно благодаря использованию огромного количества дюралюминия. Из этого прочного сплава с большой коррозионной стойкостью был изготовлен корпус и многие элементы конструкции. По всей вероятности, «Арго» пытались сделать как можно легче, поэтому его итоговый вес составлял всего полторы тонны.

Поскольку создатели не могли воспользоваться сваркой, корпус собирался аналогично самолётам, при помощи заклёпок. Из-за этого машина приобрела несколько футуристический внешний вид. Впрочем, вся её конструкция выглядит декорацией для съёмок фантастического фильма.

«Арго» базируется на четырёхосной тележке, причём он разделён на две части и имеет сочленённо-шарнирную конструкцию. В передней части помещается водитель и пассажиры, а в задней – двигательная установка и топливный бак.

Место соединения закрыли сложной системой сегментов, которые раздвигались и сочленялись во время поворотов. Они закрывали шарнир и все коммуникации между двумя частями машины.

У вездехода было интересное рулевое управление. Поскольку все колёса были накрыты корпусом и не могли поворачиваться, управление осуществлялось при помощи задней тележки. Чтобы развернуться в нужном направлении, с одной стороны колёса притормаживали.

При этом дюралевый корпус был герметичным, и вездеход мог передвигаться по воде. Правда, смонтировать водомётный двигатель так и не успели.

Большая часть узлов и деталей для вездехода была позаимствована у «Победы»: руль, фары, колёса и даже двигатель. Двигательная установка, как и полностью салон, не сохранились, всё было демонтировано мародёрами.

В движение «Арго» приводился при помощи восьми гидромоторов, по одному на каждое колесо. Мотор от «Победы» запускал насос, а тот разгонял по гидравлической системе масло. Это позволило инженерам отказаться от разработки сложной трансмиссии, распределяющей крутящий момент на все четыре оси.

У вездехода единственная герметичная дверь, расположенная прямо возле лобового стекла. Конечно, с такой конструкцией посадка вызывала некоторые неудобства. В самом салоне кроме руля и нескольких приборов ничего нет, всё остальное разобрали.

Что будет дальше с вездеходом, неизвестно. На его полную реставрацию необходимы немалые средства, поэтому пока что вопрос о восстановлении остаётся открытым.

Старый и заброшенный вездеход на основе популярного немецкого фургона отреставрировали и восстановили до рабочего состояния.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓