Создание боевого самолёта – долгий и сложный процесс, который чаще всего заканчивается неудачей. Сложно сказать, сколько именно было создано моделей с момента появления, но ещё больше тех, что по тем или иным причинам не добрались до серийного производства. Даже опытные специалисты не всегда добиваются успеха, и тогда очередной неудачный самолёт отправляется на свалку истории.
Horten Ho 229
Вероятно, это один из самых интересных самолётов, созданных за всю историю воздухоплавания. Его построили братья Хортен, которые в своё время служили в рядах ВВС нацистской Германии. Они пытались создать самолёт, чья конструкция в корне отличалась от общепринятых норм и понятий. Ещё до вступления в люфтваффе они успели разработать прототип самолёта, построенного по схеме «летающее крыло», и даже успешно его испытали.
Талантливые конструкторы пытались улучшить лётные характеристики, а именно, увеличить дальность полёта, скорость и грузоподъёмность, не жертвуя при этом жизненно важными параметрами. Выход они нашли достаточно быстро: концепция летающего крыла к тому времени уже была известна, хоть она и была совсем сырой. Интересная особенность подобного самолёта – огромная подъёмная сила, её обеспечивает крыло с очень большой площадью. Фактически в крыло превращается весь фюзеляж, и даже двигатели в него встраиваются, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.
Братья Хортен смогли построить несколько прототипов и даже собирались запустить массовое производство, но по многим причинам эти планы так и не осуществились. Самая же главная –технические недостатки «летающего крыла». Из-за отсутствия хвостового оперения и особенностей фюзеляжа у него плохая управляемость, к тому же во время выполнения некоторых манёвров возникает серьёзная опасность рухнуть на землю. Впрочем, именно это и произошло во время посадки одного из прототипов. Он врезался в землю и был полностью разбит. В итоге Horten Ho 229 так и остался в виде прототипа, но в дальнейшем эта идея получила неожиданное развитие. Американцы впоследствии позаимствовали эту технологию и создали на её основе вполне рабочие самолёты. Правда, с кучей проблем.
Convair F2Y-1 Sea Dart
Авианосец как таковой имеет несколько крупных недостатков, к примеру, большая стоимость постройки и ещё большая — эксплуатации. Тем более что всегда есть риск потерять десятки самолётов, если авианосец пойдёт ко дну. Поэтому в конце 1940-х годов американское военное командование сделал попытку уйти от практики использования авианесущих кораблей, а сделать это решили за счёт реактивных сверхзвуковых гидроистребителей. По замыслу военных, они могли базироваться на небольших кораблях, а для взлёта и посадки использовать водную поверхность.
В 1949 году компания Convair предложила собственный вариант гидросамолёта, который теоретически мог взлетать и садиться на воду. Фактически на корабле нужно было место только для его хранения и специальное устройство для спуска на воду и подъёма на палубу. Выиграв конкурс, компания Convair обязалась разработать два прототипа гидроистребителей и в 1951 году начала работать в этом направлении. Самое интересное, что самолёт успешно собрали, и в 1953 году начали его испытания, но всё пошло не по плану.
На большой скорости вода начинает вести себя совершенно по-другому, в чем испытатели убедились на собственном опыте. Даже сейчас учёные не могут найти решение, которое бы полностью компенсировало разрушительное воздействие воды на корпус быстроходного судна, а в то время эта задача была ещё сложнее. Самолёт двигался по воде на специально сконструированных водных лыжах, и капли воды врезались в них с огромной энергией. В результате возникала сильная вибрация, мешавшая работе приборов, а в некоторых случаях даже шасси ломалось. Проблему так и не удалось устранить, а впоследствии потребность в таких самолётах вообще исчезла.
A-12 Avenger II
История этого необычного самолёта началась в начале 1980-х годов, когда командование ВВС США осознало тот факт, что штурмовики Grumman A-6 Intruder в недалёком будущем придётся заменить на что-нибудь более новое. Военным пришлось задуматься о создании нового самолёта, способного наносить удары по наземным целям, поскольку Intruder морально и технически устарел, и заниматься его модернизацией не было никакого смысла. В 1983 году стартовала программа по созданию штурмовика-бомбардировщика.
Поскольку A-12 Avenger II не должен был перехватывать воздушные цели, сверхзвуковым делать его никто не собирался, но возникала другая проблема. Самолёт требовалось оснастить целым комплексом электроники, чтобы повысить эффективность ударов и улучшить обнаружение целей. К тому же самолёт должен был мастерски обходить системы ПВО. В итоге его решили строить на принципах летающего крыла, благо что современные технологии уже позволяли решить многочисленные технические проблемы, сопровождающие подобный проект. Самолёт получил современную радиолокационную станцию и пять электронных вычислителей, которые приблизили его к истребителю 4-го поколения. В качестве вооружения планировали использовать бомбы и ракеты, имевшие относительно большой радиус действия.
Правда, во время реализации проекта (ею отдельно занимались два подрядчика) возникли две большие проблемы. Первая – высокая сложность самолёта. На его разработку уходило всё больше времени, и было совершенно неясно, когда появится результат. Вторая – ограниченное финансирование. В самом начале проекта военные жестко ограничили бюджет, и разработчики должны были в него вписаться, если не собирались оплачивать самолёт из собственного кармана. Им приходилось постоянно придерживаться баланса между эффективностью самолёта и ценой оборудования, а оно было очень недешёвым. В итоге в 1991 году военное командование устало ждать результатов, прекратило финансирование и закрыло проект.
Даже попавшие в серийное производство самолёты не всегда оказываются удачными, а некоторые вообще приобретают статус самых уродливых в мире.