Каким был первый в мире полноприводный грузовик

За всё время существования автомобилей их было создано так много, что о большей части из них либо давно позабыли, либо вообще никто и никогда не слышал. Впрочем, некоторых забыли незаслуженно, поскольку они стали важной частью истории и заслужили своё место на пьедестале славы. Один из них – Jeffery Quad, первый серийный грузовик, оборудованный полным приводом.

Предыстория

В конце ХIХ – начале ХХ века, когда автомобили только начинали своё победное шествие по миру, в Штатах ситуация с ними было куда хуже, чем в остальном цивилизованном мире. Все товары, которые завозились из Старого Света, стоили неимоверно дорого из-за очень высокого налога. Если автомобиль в то время везде считался большой роскошью, то здесь позволить себе его приобрести могли совсем немногие. На этом фоне в Штатах и начала развиваться собственная промышленность. Грамотных инженеров здесь всегда хватало, а практичных прагматиков среди них было очень много, поэтому упор делался не на роскошь, а на функционал и массовость.

Довольно быстро появилось множество мастерских, хоть большая часть из них прекратила своё существование, но своей цели они добились, и автомобиль стал массовым явлением. Среди них была и компания Gormully & Jeffery Manufacturing Co. Изначально она занималась производством велосипедов, довольно популярного на тот момент средства передвижения. Так продолжалось до тех пор, пока использование двигателя внутреннего сгорания не приобрело массовый характер, а машины всё чаще стали появляться на улицах.

Тогда один из совладельцев, Джеффри, решил построить собственный автомобиль и назвал его Rambler. В 1900 году он побывал на нескольких выставках, оценил спрос и возможный потенциал, после чего продал свою долю в велосипедном заводе и открыл собственное предприятие The Thomas B. Jeffery Co. Для производства автомобилей. К 1913 году массовое производство шло вовсю, машины даже экспортировались в Европу, а компания пристально следила за рынком и выносила из своего опыта важные уроки. К примеру, для европейского покупателя их пришлось сделать не такими простыми и дешёвыми. В том же году завод расширил ассортимент и начал выпускать грузовики.

Первый полноприводный

Грузовые машины все оценили сразу же после их первого появления, слишком уж они удобными оказались. Они успешно заменили собой гужевые повозки и приносили большую пользу, поэтому и спрос на них был соответствующий. Новоиспечённый производитель автомобилей сделал верный выбор, когда решил выпускать грузовики. Они быстро набирали популярность, и, как показало время, стали незаменимой частью логистики. Впрочем, Jeffery Quad, как назывался первый грузовой автомобиль этой марки, разительно отличался от всех современников.

Главным его преимуществом было наличие полного привода. Конечно, Jeffery Quad не был в полном смысле этого слова полноприводным грузовиком, но все имевшиеся на тот момент существовали лишь в виде прототипов. В свою очередь, Quad первым пошёл в серийное производство, и на тот момент это был большой прорыв. На грузовик устанавливали достаточно большие колёса, а сочетание с полноприводной трансмиссией обеспечивало довольно высокую проходимость. При этом Jeffery Quad наделили ещё одной интересной особенностью. Его задние колёса тоже были управляемыми, они поворачивались одновременно с передними.

Для своего времени у грузовика была передовая конструкция. Привод у него был постоянный, а грузоподъёмность составляла полторы-две тонны, при этом Jeffery Quad оснащался тормозами ленточного типа. В движение его приводил 4-цилиндровый мотор Buda H-U объёмом 5,1 литра, а мощность его зависела от модификации и составляла от 28 до 53 лошадиных сил. Он мог разогнать грузовик до 35 км/ч на ровной дороге.

Поскольку в то время о нормальных дорогах ещё никто даже не собирался задумываться, большую часть пути Jeffery Quad должен был преодолевать по совсем непростой местности. В принципе, поэтому его и сделали полноприводным. Конечно, двигателю в подобных условиях приходилось совсем несладко, он большой и постоянной нагрузки он перегревался, что заставило установить на него систему жидкостного охлаждения и большой радиатор.

Пневматических шин у грузовика не было, только сплошные, смонтированные на дисковых колёсах. Раздаточную коробку совместили с коробкой передач, а сцепление было дисковым. Сам грузовик собирался на прочной стальной раме.

Неизвестно, как в дальнейшем могла бы сложиться судьба Jeffery Quad, но в дело вмешалась Первая мировая война. Руководство компании прекрасно понимало, с какими нуждами столкнутся вооружённые силы, поэтому и предложило европейским странам свою продукцию. Полноприводные грузовики пришлись как нельзя более кстати. Они отлично зарекомендовали себя в чрезвычайно сложных полевых условиях и оказались очень полезными для военных. Прочная конструкция могла выдерживать большие нагрузки, а большая грузоподъёмность в сочетании с высокой проходимостью позволяла решать многие проблемы.

Грузовики Jeffery оказались нарасхват. Даже в странах, где уже имелась собственная автомобильная промышленность, не могли выпускать грузовые автомобили в достаточном количестве, чтобы обеспечить всё возрастающие потребности армии. Американские Jeffery экспортировались в Соединённое Королевство, Францию и даже в Россию. С 1915 года поставки приняли массовый характер, и только в этот год было отгружено 7600 грузовых автомобилей.

Они оказались по-настоящему универсальными. Часть из них использовались для перевозки грузов и личного состава, часть – для создания пулемётных взводов. На их основе строили санитарные машины и даже мобильные ремонтные мастерские. На заводе даже создали цех по выпуску броневиков на грузовом шасси.

В 1916 году компания сменила владельца и продолжила работать под маркой Nash Motors Co. к 1919 году было выпущено около 11 500 грузовых полноприводных автомобилей, а лицензию на их производство продали другим заводам.

Современные грузовики оборудуются по последнему слову техники, а прототипы вообще похожи на автомобили из будущего.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓