У электромобиля есть только один глобальный недостаток – это его аккумулятор. Именно от него происходят все беды электрокаров, такие как высокая стоимость, небольшой радиус действия, солидный вес и долгая «заправка». Было много попыток обойти этот вопрос, но все они закончились неудачей, кроме одного – быстрой замены батарей. Правда, и здесь есть нюансы.
Альтернатива зарядке
Батарея – самая важная и дорогостоящая деталь электромобиля. Мало того, что без аккумуляторного блока «Тесла» не сдвинется с места, она его должна везти и тратить на это драгоценную энергию. Весит она немало, более пятисот килограмм, а её стоимость превышает 20 тысяч долларов. Самое же плохое – это её зарядка, она занимает много времени, хоть его и пытаются снизить за счёт повышения рабочих токов и совершенствования технологии. Причём быстрая зарядка возможна исключительно на зарядных станциях с повышенной мощностью, а они имеются не везде, поэтому водителю приходится тратить 2-3 часа своего драгоценного времени у розетки. Ситуация не из приятных, но ускорить процесс не получится.
Единственный выход из положения – батарея с большей ёмкостью и энергоэффективная электросистема в электрокаре. В них используются совсем не бюджетные технологии, и подобные машины стоят чрезвычайно дорого. Тем не менее выход нашёлся, некоторые производители стали предлагать электромобили с быстросъёмными батареями. Принцип чрезвычайно прост: как только у электрокара заканчивается заряд, водитель едет на ближайшую станцию и меняет пустую батарею на заряженную, после чего едет дальше по своим делам. Аккумулятор при этом – это всего лишь сменный ресурс, который даётся любому желающему напрокат, разумеется, по платной подписке.
Подобных идей выдвигалось много, и некоторые из них были очень интересными, к примеру, предлагалось продавать электромобили без батарей. Владелец заключал договор на сервисное обслуживание и на любой зарядной станции компании мог бесплатно заменить разряженный аккумулятор. К большому сожалению, у этой идеи оказалось очень много подводных камней. Столкнувшиеся с ними инициативные проекты почти все заглохли и перестали существовать, но некоторые оказались очень живучими.
Feifan F7
Это одна из последних разработок Rising Auto, суббренда концерна SAIC, китайского автогиганта. Флагман Feifan F7 представили зимой 2023 года, и он имеет интересные характеристики. Как заявляет производитель, он оснащён одним или двумя электромоторами суммарной мощностью 544 лошадиные силы в топовой комплектации. При этом дальность пробега на одной зарядке составляет более 600 километров, а большая тяговая батарея имеет ёмкость 90 кВтч.
Самое интересное в лифтбэке Feifan F7 – это как раз его аккумуляторный блок. Здесь аккумулятор – быстросъёмная деталь, на замену которой уходит всего лишь несколько минут, а занимается этим автоматика. Собственная разработка SAIC – система Quick Click. Электромобиль заезжает на подъёмник, где робот быстро отстёгивает аккумулятор и ставит взамен него новый, полностью заряженный. Замена будет выполняться исключительно на фирменных станциях, компания же планирует разместить несколько тысяч подобных пунктов по всей стране. И это не единственный подобный проект.
Электромобили Nio
Это ещё одна китайская компания, которая выпускает недешёвые электромобили, оборудованные быстросъёмной батареей. В настоящее время уже работает более тысячи станций замены батарей Nio, а планируется их открыть ещё больше. При этом каждая станция условно разделена на две части: бокс для автоматической замены батарей и место для их массовой зарядки. Производитель даже посматривает в сторону других стран и планирует расширять рынок сбыта, а значит, и количество автоматических станций.
Tesla
В своё время попытку создать систему быстросъёмных батарей сделала и «Тесла», но это был всего лишь эксперимент. Работы в этом направлении начались ещё в 2013 году. Инженеры пытались найти способ демонтажа аккумуляторного блока фактически в полевых условиях и его оперативной замены. Им это почти удалось, но препятствием стала конструкция электрокара. Сама батарея интегрирована в силовой каркас машины и выполняет несущую функцию, и столь тонкую операцию автомат выполнить не в состоянии, здесь нужен исключительно специалист-человек. Итогом нескольких лет работы стало создание опытной станции в Калифорнии, куда могли попасть владельцы Tesla Model S. Весь процесс был полуавтоматическим, с начала и до конца контролировался техником и при этом занимал около 15 минут. Впоследствии проект закрыли за ненадобностью.
Проблемы
Казалось бы, перспективная технология должна была получить большое распространение, ведь она решает две большие проблемы. С одной стороны, водителям не приходится тратить много времени на зарядку машины, а процесс занимает всего несколько минут и получается даже быстрее, чем заправка топливом. С другой, автовладельцам не придётся тратить громадные средства на замену аккумуляторов, они ведь тоже изнашиваются и имеют ограниченный ресурс. Тем не менее всё оказалось несколько сложнее.
Самая большая проблема – это отсутствие унифицированной конструкции у электромобилей. У всех батареи с разными характеристиками, разного размера и по-разному расположены. Их демонтаж – настоящая проблема, и процедура эта связана с большими техническими трудностями. У одних электрокаров батарея сделана в виде единого блока и снимается вся сразу, у других она разделена на несколько частей. К тому же её отключение в большинстве случаев занимает много времени и сил.
Конечно, производители могли бы объединить усилия и разработать совершенно новую платформу, удобную и универсальную, но этого делать никто не будет из вполне объяснимой боязни потерять прибыть. Итог оказался вполне предсказуем: подавляющее большинство компаний, которые продвигали эту идею, осознали всю тщетность этих попыток или вообще обанкротились. Остались лишь единицы, но о результатах их работы говорить пока рано.
Сейчас стартапы производят на свет множество очень странных идей, например, электромобиль, который очень далёк от современных стандартов.