Сложно себе представить современный автомобиль без настолько удобной техники как кондиционер. Он не занимает много места, довольно прост в обслуживании, ещё проще в эксплуатации, но при этом даже в самую страшную жару способен создать в салоне прохладную и уютную атмосферу. Правда так было не всегда, и самый первый кондиционер, которым снабжали легковушки, оказался настоящим монстром.
Самые первые
Самая первая машина, которую вообще можно было бы назвать кондиционером, появилась ещё в 1902 году, а спроектировал и построил её некий инженер Уиллис Карриер. Изобрёл он её не ради спортивного интереса, а для одной нью-йоркской типографии, где всю работу портила повышенная влажность. Из-за неё деформировались бумажные листы, да и сама печать проходила не без проблем. Благодаря созданной им новой холодильной установке удалось понизить уровень влажности и в буквальном смысле слова предотвратить катастрофу на производстве. Изобретение оказалось настолько полезным, что его впоследствии не раз использовали в промышленных цехах на производствах пищевых продуктов, бытовых товаров и даже военного оснащения.
Лишь намного позже это изобретение послужило основой для первого в мире воздушного кондиционера, и с этого момента началась новая эпоха. После того как кондиционеры появились в помещениях, ушлые некоторые производители и владельцы транспортных компаний всерьёз стали задумываться о том, чтобы снабдить собственные машины системами кондиционирования. Первой же стала компания Nairn Transport Company, которая занималась перевозками между Багдадом и Дамаском. В 1936 году она заказала в Соединённых Штатах два эксклюзивных трейлера для пассажирских перевозок. Их конструкция была чрезвычайно прочной, и даже обшивка изготовлена из нержавеющей стали, что было отнюдь не лишним в суровых условиях Ближнего Востока.
У этих трейлеров было две интересные особенности. Первая из них – разделение между дневным вагоном и спальным. В первом трейлере были оборудованы сидячие места, в нём пассажиры путешествовали в дневное время суток. Во втором трейлере были установлены спальные места, его фактически переоборудовали в спальный вагон, чтобы путешественники могли отдохнуть с максимальным комфортом. Второй же особенностью была система кондиционирования воздуха. Каждый трейлер оборудовали собственным кондиционером. В знойную погоду он создавал внутри отличные условия по сравнению с невыносимой жарой за бортом, а в холодную не давал замёрзнуть. В действие кондиционеры приводились собственным бензиновым мотором.
Первый легковой
Конечно, это были не единственные автомобили, на которые устанавливались кондиционеры, но среди них не было ни одного легкового. Это были коммерческие машины, а их владельцы просто заботились о комфорте собственных клиентов. Впрочем, настолько ограниченное применение понять легко: автомобильный кондиционер в то время не отличался совершенством конструкции и никак не претендовал на компактные размеры. Недешевую и громоздкую конструкцию просто невозможно было установить на машину меньших размеров, но это не значит, что никто не пытался.
Первой легковой машиной, получившей собственный кондиционер, стал седан Packard Twelve (Packard 12). Это была роскошная и дорогая машина, выпускавшаяся с 1935 по 1939 год. Packard 12 выпускался с кузовами нескольких видов и в своё время заработал отличную репутацию. В конечном итоге производитель задумал снабдить машину кондиционером и привлечь таким образом ещё больше покупателей. Вот только они не спешили обзаводиться столь сомнительным приобретением.
Оснащённый кондиционером Packard имел несколько очень интересных особенностей, из-за которых водителям в нём было откровенно неуютно. На удивление, автомобиль оказался тесным во всех смыслах, несмотря на свои немаленькие размеры. Кондиционер занимал настолько много места, что часть оборудования пришлось разместить в багажнике, даже часть салона отводилась под его установку. К тому же с его управление имелась небольшая проблема: кондиционер не запускался из салона, это был достаточно сложный и напряжённый процесс. Водителю требовалось остановиться, влезть под капот и собственными руками накинуть на вал кондиционера ременную передачу.
У этого кондиционера было одно большое преимущество – он работал и выдавал холодный воздух, других не было. Примитивная конструкция кондиционера не имела никаких предохранительных систем, не работала в автоматическом режиме, да и вручную регулировать её производительность было невозможно. К тому же предлагался он исключительно в виде опции, причём очень дорогой. Стоимость кондиционера составляла почти половину цены новой машины. Разумеется, было не очень много желающих купить это чудо техники. В конечном итоге из-за отсутствия спроса кондиционер через некоторое время перестали устанавливать на «Пакарды». Этот опыт пытались повторить и другие производители, но они не преуспели до начала Второй мировой войны.
Лишь в середине 1950-х годов, когда странам удалось преодолеть последствия Второй мировой войны, производители вернулись к разработке автомобильного кондиционера. Они доработали концепцию и создали по-настоящему универсальную технику. Кондиционер оказался достаточно компактным, управление им было тщательно проработано, а в качестве дополнения в него установили обогреватель. Эта опция впоследствии стала очень популярной, и к 1980-м годам кондиционер превратился в массовое явление.
Технологии, о которых раньше можно было только мечтать, теперь вовсю используются в автомобилестроении. Теперь даже такси смогут летать по небу на автопилоте.