За всю историю айсберги стали причиной множества аварий и кораблекрушений, а происшествие с «Титаником» является самым громким из них. Тем не менее, это не единственный случай, когда пассажирское судно отправилось на дно после столкновения со столь опасным препятствием. Такая судьба постигла и корабль Hans Hedtoft, но об этом случае мало кому известно.
Из Дании в Гренландию
В 1950 году Дания превратила Гренландию в собственную колонию ради поддержания собственной экономики. Главным же богатством острова были моржовые бивни, из них мастера делали украшения и декоративную отделку, заменяя таким образом более дорогую и редкую слоновую кость. Три года потребовалось, чтобы завершить этот процесс, после чего Гренландия стала частью датского королевства, но не всё шло гладко.
Остров находился слишком уж далеко от Дании, путь до него составлял более трёх с половиной тысяч километров, и весь его приходилось преодолевать по неприветливому северному морю при низкой температуре, через льды и при плохой погоде. Обычным кораблям заходить в те воды чрезвычайно опасно из-за большого количества плавучих льдов и айсбергов, поэтому долгое время наладить сообщение между материком и островом не получалось. Поскольку все ожидали большой выгоды от недавно основанной колонии, в 1956 году заинтересованные лица подняли сложный вопрос о постройке судна для перевозки и пассажиров, и грузов.
Единственным, кто был против этого проекта, оказался представитель от местных жителей. С одной стороны, он воочию наблюдал воплощение колонизаторской политики и не желал её усиления, к тому же никто из местных на материк никогда не плавал. Во-вторых, он ясно видел будущие проблемы, с которыми придётся столкнуться кораблю во время плавания. Одна из них — те самые плавучие льды. Они представляли большую опасность, особенно во время длинной полярной ночи. Впрочем, эти возражения никто не слушал, и было принято решение о постройке корабля ледокольного типа. Впоследствии его назвали «Ханс Хедтофт».
Теплоход «Ханс Хедтофт»
Постройку нового корабля доверили компании «Бурмейстер ог Вайн», которая к тому времени успела заработать отличную репутацию. Руководивший работами специалист некогда сам был мореплавателем, он не раз ходил в северных широтах, поэтому был не понаслышке знаком с тамошними сложными условиями. Он мог предвидеть большинство трудностей и внёс много изменений в проект корабля, чтобы усилить его и обезопасить во время плавания среди льдов.
Главной опасностью для корабля были льдины и айсберги, поэтому его превратили в ледокол. «Ханс Хедтофт» получил дополнительный внутренний корпус, гарантировавший, что корабль не затонет, если во внешнем появится пробоина. Все внутренние переборки сделали герметичными, а на случай столкновения со льдами корпус укрепили кольцом из листовой стали. Даже внешняя обшивка была в два раза толще, чем у обычных кораблей. На оснащении тоже не экономили. На корабле установили самое современное на тот момент оборудование и чувствительные радары, способные обнаружить айсберги. Как считали кораблестроители, «Ханс Хедтофт» был лучшим кораблём такого типа и едва ли не самым надёжным. Как говорили ответственные за его создание специалисты, даже если он получил бы повреждения, то наверняка смог бы добраться до порта и получить помощь.
Последний рейс
К постройке судна приступили в 1957 году, никаких проблем в процессе не возникло, и через два года его спустили на воду. Для завершения работ много времени не потребовалось, и в том же самом году верфь без каких-либо нареканий сдала его заказчику. «Ханс Хедтофт» представлял собой грузопассажирское судно. С одной стороны, его оснастили наподобие морского лайнера, с другой же, он напоминал баржу, а в носовой части находился обширный грузовой трюм. Любопытно, что во время его проектирования были учтены многие ошибки, сделанные при постройке «Титаника», которые впоследствии и стали косвенной причиной гибели множества людей. Например, корабль щедро снабдили спасательными средствами, такими как шлюпки и надувные плоты, а вместить они могли больше людей, чем находилось на борту.
В тот же год для корабля сформировали команду, загрузили его и 7 января 1959 года отправили в первое плавание к Гренландии. Капитан постарался провести плавание без каких-либо особых проблем, поскольку от этого зависел престиж многих людей, в том числе и высокопоставленных. По прибытии к месту назначения, в порт Какорток, судно встречала целая делегация, а корабль стал настоящей достопримечательностью, по крайней мере для колонистов. Для местных жителей он оставался интересной, но не особенно нужной диковинкой. Впрочем, без сложностей не обошлось, хоть о них никто и не рассказал журналистам и встречающим. Кораблю постоянно приходилось лавировать между льдами, а потом капитан и вовсе сменил курс и сделал крюк, чтобы обойти ледяные поля. Несмотря на это, весь путь был проделан в рекордные сроки.
«Ханс Хедтофт» побывал ещё в трёх портах, потом вернулся в Какорток и 29 января отплыл обратно в Копенгаген. Вот только далеко уплыть не успел. 30 января, когда корабль ещё не миновал остров, находящиеся поблизости траулеры и военный корабль Береговой охраны США приняли сигнал бедствия. В нём говорилось, что «Ханс Хедтофт» налетел на айсберг, и указывались координаты происшествия. Это произошло около 14:00 по местному времени. В последующих сообщениях, полученных в течение следующих полутора-двух часов, с судна сообщили, что машинное отделение затапливает, а потом, что судно медленно набирает воду. С момента столкновения до последнего полученного сообщения прошло около четырёх часов, и в нём содержалась просьба как можно скорее прислать помощь.
К несчастью для команды и пассажиров, погодные условия были далеко не самыми лучшими, а видимость сильно уменьшал туман. Прибывший на место 31 января американский военный корабль не смог найти никаких следов крушения. Лишь через несколько месяцев на берегу нашли спасательный круг с названием корабля. На момент катастрофы на борту находилось 95 человек, включая членов экипажа.
Крушение «Титаника», тоже столкнувшегося с айсбергом, было гораздо страшнее, но даже это не предел. Среди морских катастроф есть и более трагические, только не все о них знают.