Кто первый создал 4×4: Прародители современных внедорожников

Сегодня внедорожник – популярный вид автомобилей. Его используют не только по прямому назначению, выезжая за город или в местность с плохими дорогами, а успешно используют в качестве ежедневного транспорта. Сегодняшний внедорожник разительно отличается от своих первых прототипов, которые появились задолго до выхода в свет Виллиса, прообраза всех автомобилей, называемых в простонародье «джипами».

Первые полноприводные машины

Главная отличительная черта автомобиля с повышенными внедорожными качествами – наличие полного привода. Правда, первоначально формула 4х4 использовалась совсем не для этого. Её основным предназначением было увеличение эффективности ходовой части. Инженеры просто хотели использовать максимум от мощности, выдаваемой двигателем. Одним из первых, кто воплотил в жизнь эту идею, был Фердинанд Порше, в 1900 году создавший Lohner-Porsche Mixtewagen.

В 1903 году компания Spyker решила всех поразить новым автомобилем, и ей это вполне удалось. Spyker 60HP был революционным во всех смыслах. Его пятилитровый шестицилиндровый двигатель выдавал невиданные в то время 60 лошадиных сил. Все четыре колеса полноприводного автомобиля снабдили тормозами. Эти и другие особенности сделали Spyker 60HP центром внимания. К сожалению, поражала не только техника, но и цена вместе с нестабильной работой. Крайне дорогой автомобиль был очень сложен в сборке и обслуживании, а неотработанная технология часто давала сбои. Революционная машина была первой и последней в своём роде.

Полноприводный внедорожник вполне ожидаемо массово стал использоваться военными. Это был Jeffery Quad, выпускавшийся с 1914 по 1917 гг. Военный тягач предназначался для транспортировки артиллерийских орудий практически в любой местности. Он показал настолько хорошие результаты, что военные в полной мере смогли оценить все плюсы его использования. При этом тягач с двигателем, развивающим всего 20 лошадиных сил, имел блокировку дифференциалов и все четыре управляемые колеса.

Гусеничный внедорожник

Новаторов, предложившим весьма оригинальную идею, был Адольф Кегресс, работавший у последнего императора России. Решив, что обычные колёса не годятся для езды по зимним русским дорогам, он решил их заменить. Передние колёса лыжами, а задние – гусеницами. Через некоторое время, ушедшее на подбор материала для гусениц и разработку их конструкции, он запатентовал своё изобретение и даже успел в 1916 году запустить серийное производство.

Революция перечеркнула все планы, и инженер предпочёл уехать во Францию, где и продолжил работу над изобретением. Правда, трудился уже для Citroen над полугусеничными грузовиками. Оставшаяся в России технология и налаженное производство радовали уже совершенно другое правительство машинами с повышенной проходимостью.

FWD и Ford

Автомобили этих компаний также не остались в стороне от попыток создать технику с приводом на все четыре колеса, напоминающие современные внедорожники. В 1909 году был выпущен Badger FWD Battleship, но после этого в компании FWD решили, что полный привод больше подходит для грузового транспорта, и переключились на его разработку.

Новаторами также можно считать специалистов из компании Marmon-Herrington, занимавшихся выпуском полноприводных трансмиссий для грузового транспорта и автобусов. В 1935 году у компании в каталоге появились и легковые автомобили. После установки на универсалы и пикапы Ford новой полного привода, те приобретали улучшенные характеристики и способность выехать там, где буксовали все остальные. К сожалению, подобный тюнинг обходился очень дорого, а тех, кто понимал все прелести полного привода на легковых машинах, было слишком мало. Хорошо, если переделанных автомобилей набралось несколько десятков.

Советский 4х4

В Советском Союзе тоже были желающие поэкспериментировать с автомобилями, наделив их полным приводом и повышенной проходимостью. Таким стал ГАЗ-61. Своими ходовыми качествами он обязан сочетанию полного привода и возможностей ГАЗ-М1. Разработанный полный привод фактически приспособили под имеющийся под рукой М1, оснащённый шестицилиндровым двигателем мощностью 85 лошадиных сил. Автомобиль демонстрировал хорошие внедорожные показатели даже без «понижайки».

Немецкие полноприводные внедорожники

В 1936 году в Германии начался серийный выпуск внедорожника сразу в трёх вариантах. В лёгком и в тяжёлом, с повышенной грузоподъёмностью, полноприводные автомобили оснащали полностью управляемым шасси. Они выпускались тремя заводами и были, по сути, разработкой BMW, хоть ни на один их них не был установлен фирменный шильдик.

Современные внедорожники постоянно развиваются и совершенствуются. Некоторые из них даже сменили двигатель внутреннего сгорания на электрический мотор.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓