Во времена раннего развития автомобилестроения, когда первые машины только начинали ездить по дорогам, некоторые конструкторы видели перспективу в создании транспортных средств, двигающихся за счет воздушной тяги. Несмотря на то, что данный вид техники на современном этапе считается тупиковой вервью развития автомобилей, в начале ХХ века думали совсем по-другому.
Эксперименты начала ХХ века
Развитие технологий начала ХХ столетия позволяло смелым изобретателям создавать аппараты, которые для некоторых людей были чудными и удивительными, а для других – стали эталоном и первой ступенью развития автомобилестроения.
Сначала появился автомобиль, а следом за ним человечество смогло подняться в небо на первом самолете. Однако эксперименты на этом не закончились. Некоторые инженеры пытались создать своеобразный гибрид автомобиля и самолета.
Одним из первых автомобилей, на который был установлен винт от самолета, стал ABC propellor car. Это транспортное средство разрабатывалось с одной целью – проверкой мотора перед его установкой на самолет.
Транспортное средство представляло собой телегу, сделанную из дерева, с металлическими колесами, на которые были установлены покрышки. В движение данное транспортное средство приводил винт. Он в свою очередь вращался благодаря прямого соединения с мотором. Данная машина, в ходе тестовых испытаний мотора, несколько раз ездила из Саутгемптона в Бруклендс. После того как подобного рода тестирование двигателя считалось завершенным, его устанавливали на самолет.
Самый успешный пропеллеромобиль
Самым успешным с коммерческой точки зрения транспортным средством, которое бы являлось симбиозом машины и самолета стал пропеллеромобиль Leyat Helica. Его изобретателем является инженер из Франции – Марсель Лейат. Первый прототип пропеллеромобиля француз собрал в 1913 году. Транспортное средство получило название Helicocycle.
Кузов устройства Helicocycle был изготовлен из фанеры. Транспортное средство было трехколесным. Передние колеса были жестко зафиксированы. Управление же производилось благодаря поворотам заднего колеса. На нем же был установлен тормоз. Двигатель устанавливался на крышу. Винт не был ничем защищен. Столь странная конструкция была совсем не лестно воспринята общественностью. В большинстве своем людей волновала безопасность эксплуатации. Ведь получить травму после столкновения с ничем не защищенным винтом мог кто угодно.
В 1920 году Марсель Лейат представил публике значительно доработанный пропеллеромобиль. Обновленное транспортное средство было двухместным. Пассажир мог расположиться исключительно за водителем, как в самолете. В качестве силового агрегата служил двигатель с объемом один литр и мощностью 8 лошадиных сил. Лейат перенес тормоза с заднего колеса на передние. Новая версия творения французского инженера получила название Helica. В общей сложности было создано и продано 10 экземпляров данного транспортного средства.
Венцом творения французского инженера можно назвать версию пропеллеромобиля которая появилась в 1921 году. Транспортное средство было представлено на Парижской автомобильной выставке и вызвало большой интерес у публики.
Марсель Лейат учел все недоработки предыдущих версий Helica и создал такое транспортное средство, которое пришлось всем по нраву. Кабина, в которой могли разместиться по-прежнему 2 человека стала закрытой. Это позволяло пропеллеромобилю набирать внушительную скорость, без какого-либо дискомфорта для водителя и пассажира. К тому же само устройство выглядело очень интересно и необычно.
Французский инженер получил порядка 600 заказов. Для создания такого количества экземпляров Helica ему необходимы были внушительные производственные мощности. Но к сожалению Марсель Лейат не смог найти спонсора, который мог бы оказать финансовую поддержку в создании пропеллеромобилей. Как итог, инженер был вынужден продолжить собирать свое транспортное средство собственными силами и столь крупный заказ произвести не смог.
Производство транспортных средств, являющихся гибридами машины и самолета продлилось вплоть до 1926 года. В общей сложности Марсель Лейат создал 23 экземпляра Helica. Его лебединой песней стала версия с заниженным типом кузова. Данная версия пропеллеромобиля даже установила рекорд скорости. Устройство смогло разогнаться до 171км/ч. Однако на момент, когда был установлен рекорд, Марсель Лейат уже закрыл производство.
Было ли будущее у пропеллеромобилей
Вполне возможно, что если бы Марсель Лейат сумел найти спонсора в 1921 году, судьба причудливых транспортных средств с винтами как у самолетов могла бы сложится по-другому. Ведь даже король Испании Альфонсо XIII хотел купить необычное устройство Helica, и это при том, что он был ярым поклонником автомобилей.
Обстоятельства же сложились таким образом, что пропеллеромобили так и остались причудливой выдумкой инженеров. Однако возможно отчасти благодаря им, многие конструкторы впоследствии поняли, что автомобиль уникальное транспортное средство, которое можно соединить с чем угодно.
Спустя годы после попытки Марселя Лейата создать свое собственное уникальное транспортное средство появились автомобили-амфибии, а также множество других гибридных машин. Желание человека создать нечто новое, ведет к развитию прогресса и уже спустя чуть более века после создания первого автомобиля появились скоростные машины, работающие на электроэнергии и уникальные концептыкары, которыми восхищается весь мир.