В подвалах, на чердаках и в гаражах под старым хламом люди зачастую хранят настоящие раритеты, не подозревая об их истинной ценности. Тем не менее, благодаря некоторым энтузиастам исторические ценности всё-таки находятся и занимают своё место среди экспонатов на различных выставках и в коллекциях. Так случилось и с заготовкой для корпуса одного из первых болидов, изготовленных специально для участия в Формуле 1.
Многообещающий и провальный BRM P15
Компанию British Racing Motors основали в 1945 году, чтобы в послевоенные годы продвинуть Великобританию на поприще автомобильных гонок. Один из её основателей ещё до войны успел построить несколько гоночных машин и ранее имел доступ к проектной документации ведущих производителей, поэтому у него была возможность воспользоваться полученными знаниями и опытом. Результатом же стал дебютный болид BRM P15, продемонстрированный общественности в 1950 году.
Особенностью представленного болида был двигатель V16. Он обладал объёмом только 1,5 литра, но мог выдавать до 600 лошадиных сил. Во время работы над ним компания British Racing Motors громогласно заявляла о его уникальности и потрясающих качествах. Вероятно, частично из-за этого упал интерес к болиду, поскольку первая его демонстрация оказалась провальной. Он просто не смог стартовать, сломался двигатель. V16 оказался слишком сложным для того времени и слишком мощным, работать с ним было непросто.
К концу того же года двигатель наладили, а BRM P15 смог продемонстрировать свои возможности, став победителем два раза. На этом везение закончилось, двигатель был чрезвычайно ненадёжным и создавал массу проблем. Болид призовых мест больше так и не занял, а от его разработки было решено отказаться в пользу более простых моделей.
Раритетная находка
После завершения работ над болидом BRM P15 о нём все забыли, а сам гоночный автомобиль куда-то пропал. Поскольку его так и не нашли, ценность представляло всё, что хоть как-то было связано с его разработкой, поэтому энтузиасты с воодушевлением принялись за поиски. Долгое время они были безрезультатными, пока кто-то не нашёл упоминание о каркасе, который использовался для изготовления кузова болида. Этим занимался Джордж Грей, воплощавший в металле придуманные дизайнером идеи.
По счастливому стечению обстоятельств, 70-летний каркас отлично сохранился. Как оказалось, после постройки последнего болида работавший над ним инженер не знал, куда ему деть ставший уже ненужным инструмент и просто забрал его домой. Он оставил его на чердаке, вероятно, «на всякий случай», поскольку тот не представлял совершено никакой ценности. Там он и хранился все эти годы в целости и сохранности.
После 70-летнего перерыва история с болидом получит продолжение: на основе имеющихся чертежей и эскизов изготовят копии BRM P15 V16. Одну копию продадут с молотка, её стартовая цена не называется, но она наверняка будет просто неимоверной. Ещё две достанутся коллекционеру автомобилей и основателю гоночной команды BRM (British Racing Motors).
Время от времени болиды Формулы 1 становятся участниками необычных новостей. Например, один из них принял участие в гонках с истребителем.