Роторный экскаватор – монстр среди российской техники

На отечественных просторах работает много удивительных машин, спроектированных ещё во времена Советского Союза. Слышали о них немногие, а ещё меньше людей видело их собственными глазами. Эти машины имеют узкую специализацию и работают вдали от любопытных глаз. Одна из них – ЭРШРД 5250, огромный карьерный экскаватор.

Чем больше, тем лучше

Добыча полезных ископаемых открытым способом – один из лучших и самых простых методов получения природных богатств. Если месторождение находится близко от поверхности земли, их можно просто взять и не копать для этого множество глубоких шахт. Одно из главных преимуществ открытого способа добычи – неимоверный объём полезных ископаемых, извлекаемых за короткое время. Правда, для этого потребуются столь же большие машины, чтобы поддерживать разработку месторождения на эффективном уровне.

Одной из таких машин и является ЭРШРД 5250, карьерный экскаватор роторного типа. Только он способен добывать руду (ну или уголь) в больших количествах, причём делать это практически непрерывно, обеспечивая её постоянный поток и заполняя один карьерный самосвал за другим. И этому есть большая причина – роторный механизм. Ротор – это похожий на диск рабочий инструмент экскаватора, на котором закреплены большие ножи (ковши). С их помощью экскаватор в буквальном смысле этого слова соскребает слой грунта, а потом отправляет его на транспортерную ленту. Размер здесь имеет большое значение, поскольку чем большими будут ковши, тем больше они смогут добыть драгоценных полезных ископаемых.

Ротор вращается непрерывно и останавливается только во время плановых перерывов в работе. К примеру, во время перемещения экскаватора на другой участок или для технического обслуживания. Добытая таким образом руда (уголь) загружаются на карьерные самосвалы.

Идея создания роторного экскаватора далеко не нова, впервые она увидела свет ещё в XVI веке, а её автором является Леонардо да Винчи. Она оказалась настолько хороша, что дожила до настоящего времени и стала основой для по-настоящему мощной машины. Современный роторный карьерный экскаватор отличается просто огромной производительностью, и с ним не сможет сравниться ни один другой вид техники, если дело касается горнодобывающих машин.

ЭРШРД 5250

Во второй половине 1980-х годов советским конструкторам поручили разработать и построить высокопроизводительный карьерный экскаватор. Единственным же его назначением должна была стать добыча угля открытым способом. В итоге родилась действительно большая машина.

Разработка карьерного роторного экскаватора ЭРШРД 5250 завершилась в 1989 году, и результат превзошёл самые смелые ожидания. Даже те, кто занимался непосредственно разработкой, были под впечатлением от колоссальной машины. В высоту он поднимался на 51 метра и весил около четырёх тысяч тонн. Для передвижения настолько большой машине потребовалось не менее солидное шасси, и у него две пары огромных гусениц. Поскольку равновесие этого экскаватора – не его сильная сторона, для фиксации на месте работы используются две широкие платформы, устанавливаемые по бокам во время работы. Сами гусеницы использовались достаточно редко, по большей части для того, чтобы сменить текущую позицию и переместиться к пока что нетронутым участкам месторождения.

Чтобы сдвинуть с места ЭРШРД 5250, понадобилось нечто более мощное, чем обычный двигатель внутреннего сгорания. Сердцем экскаватора стала гибридная силовая установка. Электромоторы – это единственное, что могло обеспечить большой крутящий момент, и их установили четыре штуки. При этом мощность каждого составляла 1000 кВт. Для того чтобы обеспечить двигатели электрическим током, на самом погрузчике работал дизельный генератор, он же обеспечивал энергией все системы экскаватора.

Главным и единственным рабочим инструментом ЭРШРД 5250 стал ротор диаметром 11 метров. По краю ротора расположены ковши, и со стороны кажется, будто они достаточно маленькие, но на самом же деле, их высота составляет два метра, и они вмещают в себя шесть сотен литров каждый. Цифра 5250 обозначает количество добываемого угля – 5250 тонн за один час. Около минуты потребуется экскаватору, чтобы заполнить стандартный железнодорожный вагон.

Экипаж экскаватора ЭРШРД 5250 состоит всего из четырёх человек, среди них бригадир, машинист, технический специалист и оператор, который следит за отгрузкой. Несмотря на почтенный возраст, эти карьерные экскаваторы находятся в эксплуатации и по сегодняшний день.

При помощи экскаваторов можно выполнять большое количество работ, даже самые экзотические, например, давить с их помощью дорогие суперкары.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓