За всё время своего существования компания Saab выпустила немало популярных автомобилей, которые и по сей день ценятся автолюбителями. Среди них были и те, которые вполне можно назвать знаковыми для компании. Один из них – концепт Saab EV‑1, разработанный дизайнером Бьерном Энваллом.
Необычный концепт
Представленный в 1985 году автомобиль имел чрезвычайно интересный внешний вид, привлекающий к себе внимание всех окружающих. О причинах его появления ничего неизвестно: то ли концепт предназначался для демонстрации собственных возможностей компании, то ли предварял серийную модель.
В любом случае, в отличие от других шоу-каров, Saab EV‑1 представлял собой полноценный автомобиль. Он был настолько проработан технически, что его при необходимости можно было смело пускать в серийное производство. Он был основан на выпускавшемся серийно на Saab 900 Turbo и даже смог пройти все полагающиеся тесты.
Новые черты
Внешние изменения касались прежде всего кузова. Дизайнер захотел подчеркнуть улучшенную аэродинамику и превратил стандартную кабину в купол истребителя. Для этого всю крышу сделали стеклянной, в боковых стёклах даже пришлось вырезать небольшие форточки, поскольку особенности конструкции дверей не позволяли окнам открываться.
Конечно, стеклянная крыша приводила к перегреву салона, если автомобиль находился на открытом солнце, но эту проблему решили оригинальным способом. В средней части крыши разместили более 60 фотоэлектрических элементов. Вырабатываемое с их помощью электричество использовалось для вращения вентилятора.
В остальном кузов был целиком стальной, за исключением дверей, выполненных из пластика и армированных углеволокном, а также кевларовых бамперов, которые могли распрямляться после столкновения.
Существенной доработке подвергли и силовую установку. В серийном Saab 900 Turbo изначально стоял 4-цилиндровый двигатель объёмом 2 литра, снабжённый турбонаддувом. Его модернизировали и заменили немало деталей, в итоге повысив мощность до 285 лошадиных сил. Работал он с переднеприводной трансмиссией и 5-ступенчатой механической коробкой передач.
Поскольку разработчики хорошо поработали над аэродинамикой, снизив лобовое сопротивление до 0,32, Saab EV‑1 при своей массе 1150 килограмм показал отличные динамические характеристики. Его максимальная скорость составила 270 км/ч, а сотни он достигал всего за 5,9 секунды.
Конечно же, позаботились и о комфорте салона. В него установили кресла с боковой поддержкой, позаимствованные у Chevrolet Corvette, а приборную доску оснастили спидометром с подсветкой скорости.
К сожалению, для своего времени этот автомобиль оказался слишком непрактичным и очень непривычным, хоть часть из представленного перекочевала потом в серийные машины. Через 5 лет половина компании Saab была продана General Motors, и Saab EV‑1 забыли окончательно. Фактически он сгодился лишь на то, чтобы эпизодично появиться во второй части фильма «Назад в будущее». Машина просто стояла среди прочих, припаркованная на обочине.
В General Motors в 1980-х годах тоже выпустили немало концептов, а некоторые из них настолько интересны, что могут впечатлить даже современного автолюбителя.