Как показали происходящие события и текущая ситуация в мире, концепция ядерного сдерживания полностью оправдывает своё название. Каждая составляющая ядерного щита имеет жизненно важное значение, а ключевое место досталось «Самолёту судного дня», которому отводится роль командного пункта в случае использования стратегического оружия.
Ядерное сдерживание
Несмотря на громогласные заявления пацифистов и «сторонников мира», ядерное оружие стало весьма своеобразным залогом соблюдения мира большими странами. Это одно из наиболее разрушительных видов вооружений, существующих на текущий момент, а его применение чревато огромными последствиями. Ядерные державы с опаской посматривают на соседние страны и воздерживаются от открытых военных конфликтов, поскольку это может привести к глобальной катастрофе.
В так называемый «Ядерный клуб» сейчас входят десять основных государств, разработавших собственное стратегическое вооружение, а самые большие его запасы имеются у России и США. Помимо непосредственно ЯО, государствам пришлось создать целый технический комплекс для его применения, а также для защиты от него и для командования в условиях нанесения ядерных ударов. Одной из самых важных частей этого комплекса и является «Самолёт судного дня».
Летающий центр управления
Кто именно придумал это название, неизвестно, да уже и неважно, поскольку оно крепко приклеилось к десятку самолётов: к двум Ил-76СК, к четырём Ил-80 и к четырём Boeing E-4B. Первые два самолёта разрабатывались в СССР, последний в США, а предназначение у них одно – служить в качестве командного пункта во время возможного ядерного удара. Применение ядерного оружия вызывает масштабные разрушения, в том числе и повреждения коммуникаций, и верховное командование хотело сохранить возможность отдавать приказы даже в таких условиях. В результате же были разработаны уникальные в своём роде самолёты.
Советское наследие
В техническом оснащении Ил-76СК и Ил-80 похожи друг на друга, и у них две основных функции – обеспечить сохранность верховного командного состава и поддерживать связь между ним и войсками. Помимо президента и министра обороны, на борту предусмотрено место для остального высшего руководства вместе с членами их семей. По сути, огромный самолёт выполняет роль и пункта управления, и в некотором роде гостиницы, поэтому сочетает в себе многочисленные технологии и комфортные условия для жизни и работы. По старой советской традиции, конструкция и оснащение «Самолётов судного дня» были тщательно засекречены, и делиться этой информацией даже по прошествии стольких лет никто не собирается. Конечно, кое-какие детали всё же стали достоянием общественности.
Ил-80 был построен в начале 1980-х годов на основе сверхнадёжного пассажирского самолёта Ил-86, предыдущий Ил-76СК был слишком мал и нуждался в модернизации. Он имеет несколько отличительных особенностей, которые делают его единственным в своём роде. Прежде всего, в глаза бросается полное отсутствие иллюминаторов и странное возвышение в передней части фюзеляжа. От «окон» решили избавиться, чтобы увеличить конструкционную прочность, сократить риск разгерметизации салона, а попутно и защитить пассажиров от возможной вспышки во время взрыва. Большое возвышение в головной части пришлось сделать для размещения многочисленного телекоммуникационного оборудования и антенн. С их помощью командование должно не только поддерживать связь с наземными войсками, но и управлять стратегическими вооружениями.
«Самолёт судного дня» создан таким образом, чтобы находиться в воздухе неограниченное время, для чего на борту имеются большие топливные баки и система дозаправки в воздухе. Вооружений для него никаких не предусмотрено, предполагается, что защитой самолёта будет заниматься звено истребителей. О наличии собственной системы жизнеобеспечения ничего неизвестно, но она должна присутствовать, учитывая количество и важность пассажиров. Для питания всего этого комплекса установлены генераторы, по сути, своя электростанция.
Американская версия
У Соединённых Штатов тоже есть аналог самолёта для конца света, Boeing E-4A/B Nightwatch. Собирали его на основе авиалайнера Boeing 747-200 и оснащали по точно такому же принципу. Лётные испытания первого из четырёх провели в 1973 году, а в следующим уже поставили на дежурство. На то время это был самый дорогостоящий проект в истории ВВС, его цена на текущий момент с учётом инфляции составила бы около полутора миллионов долларов.
О конструкции Boeing E-4A/B известно больше. Самолёт переоснастили, оставив без изменения основную часть конструкции и трёхпалубную компоновку. На верхней палубе разместились каюты лётного экипажа, а на второй вместо пассажирского салона оборудовали операторскую, залы для конференций и совещаний, высококомфортабельный салон и кухню. На нижней палубе сделали машинный зал со всевозможным оборудованием и рабочие места для обслуживающего персонала.
Вместе с верховным командованием на борту Nightwatch размещается штаб из 29 офицеров, которые занимаются приёмом информации и её обработкой. В воздушный центр управления в таком случае стекаются данные изо всех родов войск, а на их основе уже принимаются решения.
Перспективный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла перестали развивать из-за нескольких серьёзных недостатков.