Не так давно портал iSeeCars провёл интересное статистическое исследование безопасности автомобилей. Его целью было определить, какие именно автомобили являются наиболее опасными, то есть в каких машинах чаще всего гибнут водители и пассажиры во время аварий. Результаты оказались, с одной стороны, вполне ожидаемыми, а с другой, очень показательными.
Человеческий фактор и спорткары
Благодаря стараниям производителей, а ещё больше – различным надзорным организациям, безопасность современных автомобилей находится на куда более высоком уровне, чем можно было бы ожидать. Чтобы сберечь жизнь и здоровье водителей и пассажиров, принимаются беспрецедентные меры: устанавливаются подушки безопасности в наиболее критических местах, сама конструкция автомобиля усиливается при помощи дополнительных элементов жесткости, в местах наибольшей опасности автомобиль усиливается сминаемыми конструкциями для амортизации удара, а также используются электронные помощники для контроля полосы, экстренного торможения и прочие.
Если авария не будет слишком уж жесткой, у водителя с пассажирами будут все шансы остаться живыми и обойтись легкими травмами. По крайней мере, в теории. На практике многое зависит от самого производителя и, конечно же, непосредственно от водителя. Последнее тоже имеет большое значение. Как показали результаты исследования, в разряд наиболее опасных попали популярные спорткары Subaru BRZ, Chevrolet Corvette, Dodge Challenger, Nissan 370Z, Hyundai Veloster Turbo и Chevrolet Camaro. Конечно, в России они редкость, но здесь тоже хватает спортивных машин, и если собрать статистику, результат будет аналогичный, а причина той же самой – желание прокатиться с ветерком по общественной дороге.
Меньше не значит лучше
Удивительно, но ещё более опасными являются диаметрально противоположные автомобили – компактные и субкомпактные. Фактически это городские автомобили, не предназначенные для слишком уж быстрой езды или опасных манёвров. В список наиболее опасных среди прочих попали Honda Fit, Chevrolet Spark, Nissan Note, Mitsubishi Mirage, бюджетники Nissan Versa, Kia Soul и Kia Rio. У них у всех есть общая черта – на них сильно сэкономили.
Бюджетные автомобили по определению не могут иметь хорошо проработанную пассивную безопасность, многочисленных электронных ассистентов и даже полный комплект подушек безопасности (если они вообще присутствуют). Главный принцип их создания – глобальная экономия, низкая цена и высокая доступность, что несовместимо с заботой о жизни и здоровье пассажиров и водителя. У субкомпактных автомобилей к этому добавляется другая проблема – они слишком маленькие. Из-за маленького размера они превращаются в консервную банку на колёсах, которой часто не хватает элементарной жесткости. Во время сколько-нибудь значительной аварии их кузов легко деформируется, а несущие конструкции сминаются и никак не амортизируют удар. Слишком много было случаев, когда субкомпактный автомобиль буквально сплющивало от удара, если его придавливало к стене или зажимало между двумя машинами.
Все попавшие в рейтинг автомобили сравнивались по показателю FAR – Fatal Accident Rate (рейтинг летальных аварий). При этом сравнивались машины, выпущенные с 2013 по 2017 год. Все вышеуказанные машины имели слишком высокий «опасный» рейтинг между Mitsubishi Mirage с 10,2 балла и Nissan Note с 5,2 балла.
Не настолько опасные
Внедорожники тоже оказались в этом рейтинге далеко не самых безопасных машин. Правда, и статистика выглядит куда лучше. Самым опасным оказался Kia Sportage с 3,8 балла, а наименее опасным – Chevrolet Equinox с 2,5 балла. Среди попавших в список внедорожников чаще всего на дорогах России встречаются Honda CR-V (2,7), Subaru Forester (3,2), Mitsubishi Outlander (3,2), Jeep Wrangler (3,6).
Впрочем, подобные показатели нельзя назвать чем-то неожиданным. Конструкция внедорожников гораздо прочнее, чем у большинства автомобилей, чтобы те могли пережить поездку по непростому бездорожью и не развалиться на части. Даже во время серьёзной аварии удачно сконструированный автомобиль примет на себя немалую часть урона. К тому же внедорожники находятся в совершенно другой ценовой категории. Производители вкладывают немало средств в их пассивную безопасность, и даже в базовой комплектации те оснащаются дополнительными средствами и электронными ассистентами.
Отечественные автомобили
Было бы очень интересно посмотреть на такую статистику, собранную для отечественных автомобилей, но её нет. Тем не менее имеются тесты ARCAP, проводимые по европейским нормам изданием «Авторевю». Правда, для старых, ещё советских машин подобное тестирование не имеет никакого смысла, разве что для академического интереса. Они создавались с учётом совершенно других стандартов и на текущий момент могут считаться самыми небезопасными. «Нива», ВАЗ-2107, «Ока» и прочие чаще всего набирают 0 баллов из-за отсутствия подушек безопасности и множества конструктивных особенностей.
Впрочем, более поздний выпуск, наличие подушек или ремней с преднатяжением ещё ничего не значат. Например, «Шевроле-Нива» показал 1,6 балла из 16, «Патриот» 2010 и 2017 года — 2,7 и 5,3 балла соответственно, «Лада Калина» всего 5,6 балла, а «Приора» — 5,4. Автомобили, которые можно назвать современными, показывают куда лучшие результаты. Так, люксовые «Калина» и «Гранта» имеют 10,1 и 10,7 балла, XRAY Cross — 13,7, а самой надёжной оказалась «Лада Веста» с 15,1 балла.
Владельцы спортивных автомобилей часто игнорируют правила и устраивают гонки на дороге, из-за чего они и разбивают в хлам свои дорогие игрушки.