Несмотря на очевидные недостатки, автоматическая коробка передач пользуется непреходящей популярностью. Именно её предпочитает большая часть водителей, если у них вообще есть выбор. Она даёт несколько больших преимуществ водителю, но только в том случае, если коробка передач стоящая. Впрочем, автомат автомату рознь, и некоторые модели могут быть по-настоящему проблемными.
Общая проблема АКПП
Коробка передач – очень специфический узел, требующий соблюдения определённых правил и тщательного периодического обслуживания. Так уж сложилось, что наименее капризными являются механические коробки передач, а причина тому очень простая. Их устройство более простое, в них меньше деталей, да они и более массивные, чем в АКПП. В свою очередь, детали в автоматической коробке передач более тонкие и мелкие, износ их больше, а надёжность самой коробки меньше. Впрочем, это ещё не всё. Столь сложный механизм требует периодического обслуживания, и стоит это удовольствие очень дорого, даже если речь не идёт о серьёзном ремонте. Впрочем, это не останавливает водителей от покупки машин с автоматической коробкой передач. Они тщательно выбирают своё будущее приобретение, стараясь при этом не купить какую-нибудь гадость, особенно если дело касается вторичного рынка.
ZF 6HP26/28
Перечень автомобилей, на которые устанавливаются коробки передач от компании ZF, очень длинный, и среди них много совсем недешёвых моделей. В такие машины ставить что попало не принято, и АКПП ZF на эту роль хорошо подходят. Они достаточно надёжные, редко ломаются и имеют весьма впечатляющий ресурсом – порядка 300 тысяч километров. Не зря они устанавливаются на машины Audi и BMW, после чего служат долго и не портят нервы. Правда, есть один нюанс.
Автоматические коробки передач ZF (впрочем, как и других производителей) весьма чувствительны к внешним «неправильным» воздействиям. Одни покупают машину с мощным мотором, чтобы на ней погонять, другие даже представления не имеют о правилах эксплуатации АКПП, третьи же ездят как хотят. В итоге довольно нежная техника вырабатывает только треть своего ресурса, после чего нуждается в довольно серьёзном ремонте. Для тех, кто собирается покупать машину с пробегом и обращает внимание только на бренд, это может иметь печальные последствия.
Jatco JR507E
Эта автоматическая коробка передач была разработана японским производителем и неоднократно устанавливалась в японские и южнокорейские автомобили. В общем и целом, она может похвастаться большим ресурсом в 350 тысяч километров, приличной надёжностью и долгим сроком службы. В частности, её устанавливали в полноразмерный внедорожник и в кроссовер от компании Nissan, где коробка передач себя отлично зарекомендовала. Вот только это было в «цивилизованных» местных условиях.
На российских просторах такой фокус, к большому сожалению, не проходит. Если это внедорожник, то он должен успешно преодолевать плохие дороги и сугробы, не даром же у него дорожный просвет в среднем 200 миллиметров. Кроссовер же просто обязан быть в состоянии проехать минимум по раскисшему просёлку. Правда, трансмиссия не рассчитана на подобное издевательство. Коробка передач легко перегревается, а в масле появляется металлическая стружка, что приводит к ускоренному износу. Владельцу нового автомобиля можно только посоветовать беречь свой автомат, а покупателю машины с пробегом – долгого терпения и большого кошелька.
Aisin Warner TF-80SC
Это ещё одна японская коробка передач, причём довольно интересная. Благодаря её конструкции, она может передавать приличный крутящий момент, поэтому в конечном итоге её стали устанавливать на широкий спектр моделей, хоть изначально она и предназначалась для машин Opel и «Вольво». Благо, сама по себе она оказалась очень компактной и вмещалась практически в любой автомобиль. Производители были от неё в восторге и целых 17 лет устанавливали на свои машины, но вот водители придерживались прямо противоположного мнения.
Главной конструктивной особенностью автоматической коробки передач TF-80SC было полное отсутствие возможности её обслуживания. Ей невозможно было сделать профилактику, отремонтировать или проверить её состояние, поскольку корпус коробки передач не открывался. Даже замена трансмиссионного масла превращалась в неразрешимую задачу, и появление металлической стружки быстро превращалось в приговор для АКПП. Единственным способом ремонта коробки была и остаётся полная её замена, что для производителя – лишняя прибыль, а для водителя – сокрушительный удар по бюджету.
AL4 (DP0)
У французских инженеров, конструкторов и дизайнеров свой собственный взгляд на вещи и мироустройство. Они охотно делятся им со всем миром, за что их не проклинает только ленивый. И одна из причин этого – как раз коробка передач AL4. Она оказалась настолько неудачной, что ей даже не нужны неисправности, чтобы работать не так, как положено. Впрочем, последние обязательно появляются с началом эксплуатации и делают жизнь водителя гораздо веселее.
Тем, кому не посчастливилось купить автомобиль с этой автоматической коробкой передач, шли на разного рода хитрости, чтобы продлить жизнь автомату. К примеру, на коробку устанавливались несколько дополнительных радиаторов, чтобы отводить от неё излишнее тепло. Только так можно было удержать температуру масла на уровне не выше 90 градусов и избежать перегрева. АКПП имели несколько врождённых проблем, которые причиняли серьёзное беспокойство уже к 100 тысячам километров пробега. Такой подарок получали «Рено» Fluence, Sandero, Duster, «Логан» и Kangoo, также коробку устанавливали на некоторые модели «Ситроен» и «Пежо».
Среди автоматических коробок передач есть и надёжные, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны и заслужившие отличную репутацию.