2010 год был богатым на концепты, а самым интересным их них оказался Jaguar С-X75. Он имел инновационную конструкцию, большой запас мощности и солидный радиус действия. Его показали на 75-летний юбилей компании и собирались запустить в серийное производство. Вот только всё пошло не так как надо.
Подарок на юбилей
Зачастую памятная для производителя дата быстро превращается в настоящее событие, ожидаемое множеством его поклонников. При этом каждый автомобильный бренд старается представить какой-нибудь эксклюзив, чтобы заткнуть за пояс всех конкурентов. Jaguar – не исключение. В 2010 году намечалось мероприятие, приуроченное к 75-летнему юбилею, и специально по этому случаю компания планировала создать инновационный суперкар.
Правда, он не создавался с нуля, вместо этого за основу взяли предыдущий спорткар Jaguar XJ220. По некоторым причинам он оказался далеко не таким коммерчески успешным, как планировалось, и по всей видимости, из него пытались сделать хоть что-то полезное. Изначально XJ220 собирались выпустить в качестве конкурента известным итальянским суперкарам, для него даже подготовили мощный 12-цилиндровый двигатель. Впрочем, прототип оказался более впечатляющим, чем серийная версия. Двигатель заменили на шестицилиндровый (правда, раллийный), а сам автомобиль, в добавок к остальным изменениям, укоротили.
Тем не менее Jaguar XJ220 получился высокотехнологичным, быстрым и интересным. Он даже смог показать отличные результаты на гоночной трассе, но покупателям он пришёлся не по вкусу. В итоге продажи оказались гораздо ниже, чем планировалось, а сам автомобиль был признан финансов несостоявшимся. Этот проект стал большим разочарованием в истории компании, но не пропал даром. О нём вспомнили более чем через 10 лет, чтобы использовать для создания юбилейного суперкара.
Jaguar C-X75
Юбилейный суперкар должен был стать настоящей звездой и превзойти всех соперников, поэтому в него внедрили технологии, которые на тот момент никто и никогда не использовал в серийных автомобилях. Одна из таких технологий весьма экзотическая даже по сегодняшним меркам гибридная силовая установка.
Современный гибрид – это двигатель внутреннего сгорания, вместе с которым работает базовая тяговая батарея. Работает она не постоянно, а время от времени подключается, чтобы облегчить маневрирование или же кратковременно выжать из автомобиля максимальную мощность, к примеру, во время резких ускорений или же при заезде на крутой склон. При этом в конструкции гибридного автомобиля используются некоторые технологии из электромобилей, такие как система рекуперации энергии, возвращающая часть потраченного заряда в аккумулятор во время торможения. Специалисты из Jaguar сделали по-другому. Они решили выжать из суперкара максимум, поэтому придумали нечто более эффективное и производительное. Их самое большое достижение – силовая установка на основе газотурбинных двигателей.
Главный недостаток любого электромобиля – очень ограниченный радиус действия. На автомобиль невозможно установить батареи достаточной ёмкости, в противном случае он будет слишком тяжёлым и не сможет далеко уехать. В этом плане выигрывает дизель-электрическая силовая установка. Точно такую же применяют в тяжёлой строительной и промышленной технике, где нужна огромная мощность. В качестве источника энергии используют связку дизельного двигателя внутреннего сгорания и электрогенератора. В концепте Jaguar C-X75 реализована аналогичная схема, но гораздо более эффективная.
Конструкторы не собирались использовать двигатель внутреннего сгорания, поскольку тот был слишком большим, и его размещение требовало пересмотра всей конструкции. Они искали альтернативу, компактную и достаточно мощную, чтобы обеспечить требуемый уровень энергии. Ею оказался газотурбинный двигатель. Он обладал небольшими размерами и обеспечивал высокую скорость вращения генератора.
Для изготовления сверхкомпактных газовых турбин обратились в компанию Bladon Jets из Великобритании. Турбины оказались достаточно маленькими, их легко разместили внутри, обеспечив таким образом постоянный и достаточно мощный поток электроэнергии. Правда, они неимоверно шумели. В дополнение к ним установили небольшую тяговую батарею ёмкостью 19 кВтч.
При этом дизайн почти полностью был взят у Jaguar XJ220. Отличия, конечно же, есть, но между ними явно прослеживаются родственные черты. Как бы то ни было, характеристики гибридного концепта оказались выше всяких похвал. Без дозаправки он мог проехать около тысячи километров, а энергосистема оказалась настолько эффективной, что одного аккумулятора хватало на 110 километров.
Концепт построили на основе шасси из алюминиевых сплавов, а кузов изготовили из композитов, чтобы максимально уменьшить вес. Небольшая масса и тщательно проработанная аэродинамика позволили во время испытаний достичь 330 км/ч и разогнаться до сотни за 2,9 секунды.
Вот только в серийное производство Jaguar C-X75 не пошёл. Его продемонстрировали в Париже в 2010 году, и суперкар вызвал настоящий ажиотаж. Настолько экзотичная машина сразу же стала настоящей звездой, и нашлось немало богатых потенциальных покупателей, готовых выложить за неё большие деньги. Вот только производитель побоялся запускать серийное производство. Одной из причин стал целый ряд изменений по сравнению с прототипом: они были достаточно радикальными и полностью изменяли суть машины, что могло разочаровать потенциальных покупателей. Другой причиной была неудача с Jaguar XJ220, о которой не забыли и вспоминали с большой нервозностью. В итоге от этого проекта отказались, и мир потерял баснословно дорогой и чрезвычайно мощный гибрид.
Некоторые концепты, такие как С111 становятся настоящей легендой, и их потом неоднократно пытаются перевыпускать на новый манер.