В августе 2020 года по всему Рунету пронеслась новость о введении новых норм Технического регламента для автомобилей. Новость растиражировали многочисленные интернет-СМИ, буквально сея панику среди водителей. Водители давно привыкли использовать багажники на крыше автомобиля, и у многих они имеются, поэтому информация оказалась крайне неприятной.
Штрафы за привычную жизнь водителя
Вполне ожидаемо, что ни один водитель не хочет быть оштрафованным за наличие одной из наиболее полезных деталей автомобиля, которой за долгие годы привык пользоваться. Автовладельцы массово устанавливали багажники на крышу машины, если этого требовала ситуация. Теперь же оказалось, если верить новостям, что за это могут оштрафовать. Сразу же под публикациями, в социальных сетях, на тематических форумах и на других ресурсах появились возмущённые комментарии водителей, недовольство которых вполне можно было понять.
По сведениям, которые предоставили СМИ, каждый кузов на крыше, сцепное устройство и всё, что устанавливается на заводскую конструкцию автомобиля, необходимо утверждать в ГИБДД в соответствии с определённой процедурой. Процедура же довольно хлопотная. В неё входит прохождение обязательной сертификации в специальном центре, где смогут определить, является ли установленная конструкция безопасной для автомобиля и окружающих. Для всех, кто привык активно пользоваться багажником, это стало неприятной новостью. По счастью, поднятая владельцами автомобилей шумиха и большое количество звонков на горячую линию заставили ГИБДД дать официальные разъяснения по сложившейся ситуации.
Миф или реальность
Изменения в Техническом регламенте. Прежде всего, Технический регламент никто не менял. Поправки хоть и планировалось произвести в 2020 году, но решение этого вопроса было отложено, поэтому регламент пока что остаётся неизменным. Последний раз в него вносили поправки ещё в 2018 году. Положения, касающиеся установки багажников на крыше автомобиля, фаркопа и других деталей, которые и стали камнем преткновения, существуют ещё дольше. Просто о них все забыли или же невнимательно читали Технический регламент.
Багажники, запрещённые к установке. Утверждать в ГИБДД необходимо только самодельные конструкции. Багажники определённой конструкции, не производимые серийно, изготавливают самостоятельно или в специальных мастерских. При этом конструкция может жестко крепиться к крыше автомобиля при помощи сварки или болтового соединения, особенно это касается экспедиционного багажника. Технический регламент описывает прежде всего случаи, когда багажник не является серийным, не проходил лабораторных испытаний под нагрузкой и, конечно же, не имеет сертификата соответствия установленного образца. Соответственно, никто не может дать гарантию безопасности его использования, как нет и желающих, чтобы в его лобовое стекло прилетела конструкция весом в несколько сотен килограмм.
Аналогичный случай – установка серийного багажника со всеми сопровождающими документами на автомобиль, конструкция которого не позволяет этого делать. Не все машины предназначены для установки багажников. Такая возможность обязательно отражается в технической документации, где также указывается способ крепления багажника и максимальный вес перевозимого груза, на который он рассчитан. Если же багажник всё-таки установили, это считается изменением конструкции и требует обязательного утверждения. При этом смещается центр тяжести, что может привести к опрокидыванию.
Автовладельцы, которым не стоит волноваться. Не всем необходимо проходить утверждение изменений в конструкции автомобиля. Все водители, машины которых имеют техническую возможность установки багажника, а тот, в свою очередь, сопровождается сертификатом соответствия, могут спокойно ездить. В этом случае установка багажника предусмотрена конструкцией, не влияет на эксплуатацию автомобиля и не считается конструктивным изменением. Это же касается остального оборудования и деталей, включая и багажные боксы, которые пользуются большой популярностью.
Как быть и что делать
Для водителей, на автомобиль которых установлен заводской багажник с соблюдением технических требований, ничего не изменится. Правда, для случаев непредвиденного общения с представителями ГИБДД лучше всего найти и распечатать сертификат соответствия багажника конкретного производителя и марки. Если же принципиально наличие багажника собственной конструкции или автомобиль не предназначен для его установки, понадобиться пройти процедуру утверждения.
Багажник на крыше – универсальное средство, позволяющее облегчить жизнь водителя во время дальних поездок. На нём легко размещаются крепления для лыж и сноуборда, которым самое место на крыше автомобиля.