Поездка в шиномонтаж для ремонта (замены) простого колеса для многих превращается в настоящую головную боль и наносит дополнительный психический урон. Как-никак, но за эту процедуру придётся платить, да и время лишним не бывает. Поэтому при взгляде на белазовские колёса возникает резонный вопрос: как вообще менять ЭТО.
Экстраординарный БелАЗ-75710
Хоть БелАЗ-75710 уже и не является самым большим грузовиком в мире, но с его грузоподъёмностью он более чем заслуживает место на этом пьедестале. Причём его создание было не данью моде или стремлением построить что-нибудь выдающееся. На самом деле разработка подобного самосвала – это насущная необходимость. Гораздо проще и дешевле один раз отвезти гору породы, чем нагрузить десяток самосвалов. Правда, эксплуатация настолько большого грузовика приносит столь же огромные проблемы.
Каждая часть БелАЗа-75710 может легко описываться в сочетании со словами «огромный», «выдающийся» или же просто «много». К примеру, у него много колёс, аж восемь штук, и каждая их пара приводится в движение собственным мощным электромотором (БелАЗ дизель-электрический). Полная масса самосвала (в груженом под завязку состоянии) составляет 840,5 тонн, поэтому на одно колесо приходится чуть более чем 105 тысяч килограмм. Такое давление выдержать нелегко, и производителю шин пришлось изрядно постараться, чтобы не только поставить БелАЗ на колёса, но и дать возможность работать в довольно жестких условиях.
К примеру, одна из хитростей заключается в строгом контроле давления в шинах при помощи датчиков. Уровень давления контролируется круглосуточно, в любую погоду и время года, от этого в буквальном смысле слова зависит исправность грузовика. Если давление возрастёт, сразу же увеличится нагрузка на ходовую часть и, в конечном итоге, её износ, а если снизится, то повысится расход топлива. Даже для пробоя шины предусмотрена своя процедура, поскольку при настолько большом весе самосвал может запросто выйти из строя.
Огромные колёса
Чтобы хоть примерно получить представление о том, как выглядят столь монументальные колёса, нужно представить их размер – 59/80R63. То есть посадочный диаметр шины составляет 63 дюйма – 160 сантиметров. Эти шины (XDR 59/80R63) производит всемирно известная компания Michelin. Конечно, в обычном магазине их не найти, они изготавливаются исключительно на заказ и предназначены для карьерных самосвалов БелАЗ-75710, Caterpillar 797 и Liebherr T 282B. Их полная масса составляет более 800 тонн, а грузоподъёмность – около 450 тонн.
Размеры колеса поистине впечатляют, его высота равна 4,03 метра, это более чем в два раза больше роста среднестатистического человека. Вес тоже не маленький, он колеблется в зависимости от поколения шин, к примеру, покрышка второго поколения весит 5435 килограмм, что в несколько раз больше веса легкового автомобиля. Цена тоже немаленькая и составляет более шести миллионов рублей за штуку. Не составит труда подсчитать, сколько потребуется на приобретение полного комплекта из восьми шин.
Впрочем, цена более чем соответствует качеству: при столь огромных нагрузках износостойкость шин должна быть на невероятной высоте. Их ресурс составляет около ста тысяч километров, но это не настолько много, как может показаться на первый взгляд. Из-за специфики своей работы огромные самосвалы трудятся почти круглосуточно, лишь изредка отправляясь на техобслуживание. Их скорость невелика, но даже так предел наступает примерно за один год, после чего шины приходится менять. Если, конечно, они смогут выдержать до этого времени и не будут пробиты. Разумеется, их создатели позаботились о том, чтобы как можно больше продлить срок эксплуатации, к примеру, высота протектора составляет более 11 сантиметров, что неплохо защищает от пробития, но даже этого иногда оказывается недостаточно. И тогда в игру вступает шиномонтажка, если это так можно назвать.
Монструозный шиномонтаж
Проблема в том, что для замены колеса и его последующего ремонта нужна не шиномонтажная мастерская, а настоящий шиномонтажный цех. При этом обычный механик столь экзотическую процедуру выполнить не сможет, ему потребуются определённые навыки и познания, чтобы сделать всю работу на высоком уровне и её не пришлось переделывать заново, ведь каждый час простоя подобной техники стоит немалых денег. Для того чтобы снять колесо и отремонтировать его, нужен как минимум балочный кран, который в состоянии поднять резину более пяти тонн весом. В остальном, кроме неимоверных размеров колеса, всё протекает точно также, как и в случае с любым другим автомобилем.
Ремонт подобной шины – долгая, сложная и кропотливая работа. Повреждение фактически полностью вырезается, а образовавшееся «окно» заполняется мягкой резиной, которой придаётся соответствующая колесу форма. Как только этот процесс будет завершён, вулканизация довершит дело и превратит мягкую массу в прочный монолит, после чего шина сможет прослужить ещё некоторое время. Конечно, не все предприятия содержат подобную мастерскую, да и ремонт тоже обходится в копеечку, примерно 10% от стоимости новой шины.
БелАЗ – очень своеобразный грузовик, и техника безопасности для обращения с ним необычная. В основном её должен соблюдать не водитель, а окружающие, в противном случае самосвал обязательно наедет на неосторожного зеваку.