Можно сколько угодно смеяться над поговоркой о современных трендах и хорошо забытых старых традициях, но когда видишь не так давно выпущенный суперкар McMerty Speirling, поневоле начинаешь уважать мудрость её автора. В крошечном купе использовали очень интересную технологию, позаимствованную у болида «Формулы-1» Brabham BT46, созданного ещё в 1978 году.
Жульничество из прошлого
Технологию, использованную при создании суперкара McMerty Speirling, можно назвать «большой дорожный пылесос». Хоть это и звучит как-то странно, зато полностью описывает весь процесс для достижения граунд-эффекта. Автором её является Гордон Мюррей, британский конструктор, который в своё время был техническим директором гоночной команды Brabham. Команда как могла старалась прийти к победе (впрочем, как и все остальные), но у конкурентов оказался продвинутый болид, чья проработанная аэродинамика позволяла создавать разрежение под днищем и таким образом в буквальном смысле притягивать машину к дорожному покрытию. Увеличенная контактная площадь и лучшее сцепление с дорогой в сочетании с мастерством пилота приводили к вполне предсказуемому эффекту: болид приходил к финишу первым.
Гордон Мюррей не собирался мириться с таким положением, но ничего не мог предпринять, поскольку на развитие подобной технологии ушло бы слишком много времени. Поэтому он придумал собственный способ решить проблему. Он изменил конструкцию болида и в задней части установил вентилятор, который высасывал воздух из-под днища и создавал вакуум. Комиссии он рассказал, что вентилятор служит для дополнительного охлаждения мотора. Впрочем, часть энергии действительно тратилась на обдув двигателя.
Показатели болида Brabham BT46 резко возросли, и он первым пришёл к финишу, но соперничающие команды не оценили такого новшества. По общему требованию эту технологию запретили к использованию в «Формуле-1», а болид сняли с гонок. Несмотря на столь острую реакцию, конструкция машины для своего времени оказалась прорывной, она действительно помогла улучшить показатели. Как бы то ни было, ном экзотическая идея пережила десятилетия, использовалась несколько раз и теперь опять нашла применение, но уже в конструкции суперкара.
Маленький суперкар с пылесосом
Большой и стремительный, именно так можно описать современный суперкар, если говорить совсем уж коротко. Вот только McMerty Speirling немного не похож на этот образ. Скорее, он больше напоминает маленького гнома, который внезапно оказался очень быстрым. Длина этого суперкара составляет около 3,5 метров, он немногим более метра высотой и почти 1,7 метра шириной. Его внешний вид, габариты и пропорции создают довольно забавное ощущение, и оно никак не вяжется с его техническими характеристиками.
Для постройки этого суперкара в 2016 году была основана компания McMurtry Automotive, а её владельцем является Дэвид Макмертри. Уроженец Ирландии и ярый автомобильный фанат в какой-то момент решил построить нечто своё, чтобы воплотить в жизнь собственные мечты. Ра текущий момент суперкар McMerty Speirling является единственным творением компании, но судя по достигнутым результатам, дальше может последовать не менее впечатляющее продолжение, особенно если компании удастся реализовать задуманные планы. На текущий момент готов полнофункциональный концепт, по крайней мере так заявляет производитель, но завершились ли над ним работы, неизвестно. По крайней мере, производитель в 2021 году уже успел привезти его в Гудвуд и продемонстрировать на Фестивале скорости, а до этого суперкар побил рекорд скорости во время подъёма на холм.
Задумывая свой суперкар, Дэвид Макмертри решил пойти по самому современному и модному пути, то есть он построил автомобиль на полностью электрическом шасси. В движение его приводят два электромотора мощностью более 1000 лошадиных сил, причём оба они стоят на заднем шасси и обеспечивают крутящим моментом каждый своё колесо. В качестве источника энергии используется литий-ионная батарея ёмкостью 60 кВтч, а хватить их должно на поездку длиной 480 километров.
Детали базовой конструкции не разглашаются, но можно предположить, что основными материалами для неё стали композиты на основе углеволокна и облегчённые сплавы. Хоть суперкар и получился маленьким, но он снабжён батареей приличной ёмкости, поэтому заявленный вес меньше тонны можно считать отличным результатом, да и во время заездов было на что посмотреть. Согласно предоставленным данным, разгон до 60 миль/ч занял менее чем полторы секунды, а максимальная скорость составила 306 километров в час.
Впрочем, самое интересное в этом суперкаре скрыто от глаз. Конструкторы буквально превратили его в пылесос: в McMerty Speirling установили несколько мощных вентиляторов, при помощи которых из-под днища и юбок откачивается воздух и создаётся вакуум. Благодаря этому суперкар прижимается к земле, увеличивая таким образом сцепление с дорогой. При этом цифры получаются впечатляющие: даже когда машина стоит без движения, прижимающая сила достигает двух тысяч килограмм, а в движении составляет около 2,5 тонны.
Дорожная модель
Построенный и продемонстрированный всему миру суперкар Speirling имел только один недостаток – он предназначался исключительно для трека, поэтому в McMerty посчитали, что стоит выпустить ограниченную серию, адаптированную для дорог общего пользования.
На суперкар установили дополнительный набор опций, который соответствует общепринятым правилам и позволяет выехать на обычную дорогу. Как заявляет производитель, на McMerty Speirling из гаража можно ехать через весь город непосредственно на гоночный трек. У трековой и дорожной версии есть небольшие отличия, но они не критичны для конечного покупателя. Правда, цена суперкара несколько кусается. Без учёта налогов она составляет 820 тысяч фунтов стерлингов. В наступающем 2024 году производитель собирается начать тестирование предсерийных образцов, а через год начать сборку суперкара.
После выхода на дороги этого суперкара останется лишь делать ставки на то, кто первым разобьёт свою новую и очень дорогую игрушку.