Сверхзвуковой китайский поезд, быстрый как самолёт

Что бы ни говорили автолюбители, но поезд был и остаётся лучшим видом наземного транспорта. Вот только ему отчаянно не хватает скорости, и железнодорожные перевозки уже не могут считаться хоть сколько-нибудь быстрыми. Впрочем, в некоторых странах уже появились высокоскоростные поезда, развивающие скорость около 500 км/ч, но предел ещё не достигнут. Не так давно в Китае состоялись демонстрационные испытания сверхзвукового поезда.

Слишком медленные

Наверное, больше всего от недостаточно быстрого железнодорожного сообщения страдают Япония и Китай. В этих странах живёт очень много людей, которые спешат на работу или по своим делам. Вот только желающих поездить на поезде слишком много, и железная дорога в часы пик, а то и не только в это время, оказывается сильно перегруженной. Решение нашли просто – увеличить скорость поездов и развозить пассажиров быстрее, но вот реализовать его оказалось очень сложно. Пришлось строить высокоскоростные поезда и даже новые железные дороги специально для них. Правда, этого всё равно оказалось мало, вопрос увеличения скорости по-прежнему остаётся актуальным, а вот его решение стало на порядок сложнее.

На текущий момент самый быстрый поезд может разгоняться до 400 км/ч, в Китае же разрабатывается новый, способный ехать с крейсерской скоростью 450 км/ч, но это, скорее всего, будет пределом для железнодорожного транспорта. У железнодорожного полотна, да и у самого поезда есть ограничения на этот счёт, ведь общая прочность и надёжность конструкции не безгранична. В своих попытках найти решение проблемы инженеры обратились к научной фантастике и даже смогли сделать целый ряд полезных изобретений. А придумали они ни много ни мало, а левитирующий железнодорожный состав.

Маглев

На самом деле есть только один вариант существенно увеличить скорость – избавиться от физического контакта между поездом и железнодорожным полотном. Так решатся сразу две проблемы: поезд не будет терять скорость из-за трения, а железная дорога, да и сам состав, не будут изнашиваться и ломаться. Благо, современным изобретателям удалось создать магниты с высокотемпературной сверхпроводимостью, то есть работающие при комнатной температуре, а не охлаждёнными до абсолютного ноля. При этом магниты могут парить (левитировать) один над другим и не соприкасаться друг с другом. Если оснастить ими поезд, он вообще не будет касаться дороги во время движения.

Китайский вакуумный поезд

Конечно, никто из участников проекта не приводит каких-либо важных технических деталей, но, судя по сказанному, именно на таком принципе и работает экспериментальная железная дорога в Китае. Вот только от самой железной дороги осталось лишь нечто, напоминающее вагоны, а всё остальное совершенно другое. На самом деле, для определения такого способа передвижения даже названия придумать пока что не успели, ибо прецедентов ещё не было. Хоть китайцы и не первые, кто пытается построить левитирующий поезд, но никто пока что успехов в этом нелёгком деле достичь не успел, зато несколько многообещающих проектов благополучно закрылись.

Впервые об этом проекте заговорили ещё в 2018 году, когда китайская компания Geely Holding (тот самый производитель автомобилей) и CASIC, Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности, решили вплотную заняться разработкой левитирующего поезда и решением связанных с ним технических проблем. Сделать это решили при помощи маглев-технологии (магнитной левитации), пытаясь таким образом вообще убрать трение между поездом и дорогой. Таким образом специалисты рассчитывали разогнать поезд быстрее скорости звука. Конечно, этот проект с самого начала обещал быть баснословно дорогим и крайне сложным, но возможный выигрыш того стоил. Пассажиры смогли бы ехать с огромной скоростью, в считанные минуты преодолевая огромные расстояния между городами, а впоследствии и между странами.

Первые результаты продемонстрировали широкой общественности в 2021 году. Разработчики представили первый прототип левитирующего поезда, и уже тогда было заявлено, что он может разгоняться до скорости 620 км/ч. Правда, проверить на практике это утверждение на тот момент было проблематичным, поскольку пока что не существовало линии, на которой поезд можно было бы разогнать. Подобные эксперименты пришлось отложить «на потом», поскольку строительство экспериментальной транспортной линии было начато только в 2022 году. Согласно разным источникам, длина построенной тестовой ветки составила 2 мили, и здесь же прошли испытания нового левитирующего поезда.

Первые тесты делались, когда ветка полностью ещё не была завершена. При этом проверяли её и её работоспособность, и поезда. Насколько известно, уже тогда маглев смог разогнаться до 623 км/ч при не полностью рабочем тоннеле. Как показали испытания, новое полотно отлично работает, а для достижения расчётных скоростей всего лишь требуется завершить работу над веткой. Главным же условием для нормального разгона поезда является вакуум. Разумеется, это не полный вакуум, как в лабораторных установках, а низкий, то есть это очень разреженный воздух, давление которого составляет 105-102 паскаля. Для сравнения, нормальным атмосферным давлением считается 101 325 паскалей. При этом в тоннеле практически полностью отсутствует сопротивление воздуха, за счёт чего скорость левитирующего поезда увеличивается до максимума. Более высокий вакуум (с ещё более низким давлением) поддерживать можно, но технически трудно и дорого.

Не так давно на тестовой железнодорожной ветке были проведены демонстрационные испытания, чтобы показать степень готовности проекта и его возможности. Правда, до какой скорости поезд смог разогнаться, не уточняется, но было заявлено об успехе испытаний. При этом расчётная скорость составляет 1000 км/ч. Как сообщили по итогам тестов, поезд нормально стартовал, прошёл всю линию, затормозил и остановился без аварий, сбоев и отклонений от расчётных параметров.

В Китае новые транспортные линии собираются прокладывать между разными районами страны, чтобы сократить время поездки и максимально упростить логистику. Как в дальнейшем сложится судьба проекта, сказать сложно, но в случае успеха в ближайшее десятилетие в Китае появится инновационный вид скоростного транспорта.

Самая удивительная железнодорожная система находится в Японии. Здесь поезда всегда приходят вовремя, а некоторые из них двигаются с огромной скоростью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓