Тайны Советской Империи Скорости: Самые Быстрые Автомобили СССР

Соревнование за место самого быстрого автомобиля началось сразу же после их появления и к настоящему времени охватило практически весь мир. Советский Союз тоже не стал исключением. В своё время здесь появилось немало чрезвычайно быстрых автомобилей. Правда, о большей части из них практически все забыли.

ХАДИ-9

Каким бы совершенным ни был двигатель внутреннего сгорания, его конструкция имеет серьёзные ограничения. Впрочем, к классическому автомобилю это тоже относится, даже к современным гиперкарам, которые не могут преодолеть некоторые предел скорости как бы ни старались конструкторы. В конце 1960-х годов с имеющимся уровнем технологий ситуация была ещё острее, поэтому для достижения экстремальных скоростей инженеры использовали особенный подход: они позаимствовали принципы, на которых строились реактивные самолёты. Советские специалисты не были исключением.

Для того чтобы достичь скорости звука на земле и превзойти её, команда специалистов из ХАДИ (Харьковского автомобильно-дорожного института) в 1968 году начала работу на своим новым проектом – турбореактивным автомобилем ХАДИ-9. Согласно сделанным в то время расчётам, он должен был развивать скорость около 1200 км/ч и преодолеть тем самым звуковой барьер, не отрываясь от поверхности земли. Его основой стала пространственная рама, сваренная из стальных труб и обшитая стеклопластиковыми панелями. Автомобиль был длиной 11,5 метров, своими очертаниями больше напоминал реактивный самолёт, а в движение приводился турбореактивным двигателем от МиГ-19.

Правда, на пути реализации проекта возникло много трудностей, и он явно затягивался. Реактивный автомобиль ХАДИ-9 был готов лишь к 1978 году. За это время американцы уже успели построить свою собственную машину и достичь отметки в 1000 км/ч на земле. Хоть и не смогли пока что преодолеть звуковой барьер. Проведённые испытания показали, что ХАДИ-99 сможет разогнаться максимум до 700-800 км/ч, но только в том случае, если тесты будут проходить на специально подготовленной трассе. Впрочем, дальнейшего развития проект так и не получил, подходящей трассы не было, да и с финансированием было плохо. В итоге реактивная машина долго простояла в ангаре, выставлялась в экспозиции на ВДНХ и даже приняла участие в съёмках фильма.

ГАЗ-ТР

Впрочем, лавры рекордсменов не давали покоя не только харьковским специалистам. В начале 1950-х годов, как только страна немного оправилась от последствий войны, на базе Горьковского автомобильного завода начали разработку высокоскоростного автомобиля. Правда, для того чтобы побить текущий мировой рекорд, двигателя внутреннего сгорания было недостаточно, поэтому машину решили построить с использованием турбореактивного мотора. Его позаимствовали у самолёта МиГ, а развивал он около 1000 лошадиных сил.

Разработка ГАЗ-ТР была завершена в 1954 году, что на шесть лет раньше, чем это смогли сделать американцы. При изготовлении турбореактивного автомобиля опять-таки использовали авиационные технологии и материалы. Над формой кузова работали долго и добились отличных аэродинамических показателей. Кузов изготовили из авиационного алюминия, а удерживал его трубчатый каркас. Также дополнительно установили два антикрыла по бокам и хвостовое оперение. Решение некоторых технических проблем потребовало много времени. К примеру, пришлось разработать усиленную тормозную систему и в качестве основного тормоза использовать парашют.

Проект реактивного автомобиля завершился в середине ноября 1954 года во время испытаний. Их проводили на ВВП Горьковского аэродрома. Правда, он был рассчитан на скорость не более 300 км/ч, поэтому силовую установку автомобиля пришлось ограничить. Насколько удачным получился проект, проверить так и не удалось. Допущенная ошибка привела к довольно серьёзной аварии, сам пилот остался жив, а машина оказалась почти полностью разбитой.

Харьков-6

Самое интересное, что создателем этого рекордного автомобиля являлось не какое-нибудь автомобилестроительное предприятие, а инженер Владимир Никитин, работавший в Харьковском городском комитете КП(б)У. Первый из его автомобилей «Харьков-1» в 1950 году неожиданно для всех поставил рекорд в харьковских соревнованиях. Многие гонщики тогда просто не могли поверить этому факту, они посчитали победу большой случайностью. В свою очередь, Никитин не собирался останавливаться и посвятил своё время совершенствованию машины. «Харьков-6» — это её третье поколение.

Этот рекордный автомобиль представили в 1952 году. Основой для силовой установки послужил мотор ГАЗ-20, но от него мало что осталось. Оригинальным был разве что блок цилиндров, всё остальное было переделано для неузнаваемости. В частности, в двигателе впервые отечественные специалисты использовали двойной распределительный вал. В соответствии с регламентом, объём двигателя уменьшили до 1970 кубических сантиметра и внесли в него множество изменений. Также колёса спрятали под аэродинамический кузов, изготовленный из авиационного алюминия.

Уникальный автомобиль находился в эксплуатации с 1952 по 1955 год, установив при этом около десятка всесоюзных рекордов. В 1955 году «Харьков-6» выехал на трассу в последний раз, а впоследствии его отправили в лабораторию ХАДИ.

Гонка за скоростью продолжается и сегодня, и компании по всему миру выпускают мощнейшие гиперкары. Самые лучшие из них ставят мировые рекорды в скорости, причём по несколько за раз.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓