Попытки жульничества на спортивных соревнованиях всегда были, есть и будут, поскольку только таким образом недобросовестные спортсмены могут показать хорошие результаты. При этом вид спорта и формат проведения состязаний не имеют никакого значения, велосипедные гонки тоже не стали исключением.
Технодопинг
В тех соревнованиях, где большую роль играют сила и выносливость, в ход идут всевозможные препараты, которые стимулируют некоторые процессы в организме и позволяют увеличить свои физические показатели. Не без побочных эффектов, конечно, но это никого особо не останавливает. С техникой всё гораздо сложнее, её конструкция и некоторые технические характеристики строго регламентированы и контролируются соответствующими службами. Специалисты, вдоль и поперёк изучившие этот вопрос, точно знают, куда и зачем смотреть, но время от времени случаются интересные казусы.
Технические специалисты контролирующих органов зачастую получают опыт обращения со спортивным снаряжением и транспортом на живом примере, когда обнаруживают нечто новое и ранее неизвестное. Именно так и произошло на чемпионате мира по велокроссу в 2016 году.
Инновации в конструкции
Чемпионат проходил в Бельгии, в Хойсден-Зольдере, и включал в себя несколько соревнований. Во время одного из них у местной велогонщицы Фемке Ван ден Дрисше (Femke Van den Driessche) на трассе случилась авария, её велосипед сломался. Причём характер поломки и обстоятельства по какой-то причине привлекли внимание технической группы, сопровождавшей мероприятие. Они изучили велосипед и обнаружили очень интересное дополнение. В подседельной стойке был спрятан компактный электромотор, который при помощи нехитрого механизма передавал крутящий момент на педали. По мнению экспертов, получаемая при этом мощность была небольшой, порядка 60-100 Вт, но дополнительное усилие позволяло спортсменке экономить силы и показывать лучшие результаты в гонках.
Как потом стало известно журналистам, подозрения об использовании компактных электромоторов профессиональными велосипедистами возникло ещё в 2010 году. С развитием современных технологий удалось разработать небольшие и достаточно мощные электродвигатели для использования в различных механизмах. Вот они и стали основой для очередной мошеннической схемы. Как показало дальнейшее расследование, Фемке использовала модифицированный велосипед и в других соревнованиях, в том чисел и в тех, которые проводились в предыдущие годы, хоть этого и не удалось доказать. Сама спортсменка утверждала, что случайно взяла велосипед своего знакомого, поскольку они были одинаковые, но ей никто не поверил. В итоге с неё сняли все награды, заработанные за текущий год, забрали все денежные вознаграждения, а саму её отстранили от соревнований на 6 лет, попутно оштрафовав на 20 тысяч долларов.
Получившийся грандиозный скандал спровоцировал целую череду проверок других спортсменов. Как выяснилось, некоторые из них тоже использовали «технический допинг» в течение длительного времени. Электрический двигатель и аккумулятор прятали в конструкции велосипеда – в раме и сидении, управление происходило дистанционно, при помощи Bluetooth, а контроллер располагался непосредственно в руле. Для обнаружения посторонних деталей в конструкции использовали различное оборудование, в том числе и инфракрасный сканер. Подобной схемой пользовались не все, у некоторых, к примеру, заднее колесо дополнялось неодимовыми магнитами, а в районе сиденья крепилась катушка. Как только на неё подавался электрический ток, вся эта конструкция превращалась в электродвигатель мощностью около 60 Вт.
Фемке оказалась первой, кого наказали за использование «технического допинга» во время гонок, но далеко не единственной. К своему удивлению, специалисты обнаружили, что это явление носило массовый характер, и во избежание использования подобных технических дополнений было решено в будущем проводить выборочные проверки велосипедов.
Удивительнее всего, что модернизацию велосипедов с установкой скрытых электромоторов проводят совершенно легально. Занимаются этим специализированные компании, но услуги их стоят совсем не дёшево.
Некоторые мастера на все руки тоже собирают интересные велосипеды, например, из железобетона.