В своё время бомбардировщик Ту-160 поставил несколько мировых рекордов и был по достоинству оценен венными экспертами разных стран. Самолёт производился с 1987 года и до сих пор состоит на вооружении, а теперь его история получит продолжение. Казанский авиационный завод провёл первые лётные испытания стратегического бомбардировщика Ту-160М.
Ту-160М в небе
Ростех в общем доступе опубликовал видеозапись лётных испытаний нового истребителя, что тут же заметили западные СМИ. Журналисты вспомнили заслуги старого самолёта Ту-160. Хоть их и осталось не так уж много, но срок эксплуатации ещё не вышел, а инженеры регулярно проводят их модернизацию, поэтому бомбардировщик до сих пор актуален.
Разумеется, вспомнили и о напряжённой ситуации, сложившейся во взаимоотношениях России с некоторыми странами. По мнению обозревателей из Euroasian Times, Ту-160М может укрепить российские позиции в сдерживании продвижения НАТО на востоке.
В любом случае иностранные издания сходятся во мнении, что возможности России в различных областях существенно возрастут, поскольку можно будет осуществлять миссии в дальних регионах, включая и Арктику. Обозреватели отметили совершено новое оснащение, а также возросшие технические и военные показатели. Интернет-издание Aviation Week & Space Technology вообще считает самолёт прорывом для России и большим успехом на мировом уровне.
Обновлённый бомбардировщик
Вообще говорить о Ту-160М, как о модернизированном самолёте, в корне неверно. Технически он полностью отличается от старой модели, его фактически разработали полностью, взяв от образца 1987 года лишь дизайн. Для этого Казанскому авиационному заводу пришлось полностью пересмотреть подход к производству. Это направление было давно заброшено, поэтому пришлось вводить современные методы работы, переходить на использование электронной документации, оцифровывать старые разработки и заново восстанавливать технологии сборки. Восстановление и модернизацию производственных мощностей, а также подготовку к выпуску новой модели бомбардировщика начали в середине 2010-х годов, а в 2018 запустили процесс производства.
Самолёт разрабатывался фактически с нуля, слишком многое проектировалось заново, поэтому в обычной модернизации смысла не было. Стратегический бомбардировщик получил совершенно новое радиолокационное оборудование, расширяющее его возможности, а также современные системы вооружения, поднимающие его боевые качества на совершенно другой уровень. На него даже двигатели установили новые, увеличив радиус дальность действия ещё на 1000 километров.
Проведённые 12 января первые лётные испытания необходимы были, чтобы оценить управляемость Ту-160М и его устойчивость. В их ходе самолёт поднялся на 600-метровую высоту, а инженерам удалось собрать много важных данных. Дальше последует подготовка к более серьёзным тестам, проверка технических характеристик, а также возможная доработка, если того потребует ситуация. Согласно действующему контракту, до 2027 года производитель должен поставить 10 бомбардировщиков-ракетоносцев.
Среди проектов советских авиаконструкторов было немало интересных, но далеко не все добрались до серийного производства. Например, палубный самолёт C-37 «Беркут» так и остался в виде нереализованного проекта.