Количество кораблей, в то или иное время затонувших в разных частях света, не поддаётся исчислению. Море – далеко не самый дружелюбный сосед, поэтому плавание по нему нельзя назвать полностью безопасным, даже современные суда иногда не выдерживают натиска стихий. Немало судов затонуло и во время многочисленных войн, в частности, в ходе Второй мировой. Периодически их обнаруживают в ходе многочисленных исследований, и иногда они находятся на очень большой глубине.
На дне морском
Поисками затонувших кораблей занимаются профессиональные исследователи и энтузиасты по всему миру. Одни пытаются найти что-нибудь ценное и интересное, другие хотят сохранить историческое наследие. Немало судов находят совершенно случайно во время глубоководных исследований. Конечно, большая часть кораблей так и остаётся на дне, поскольку их подъём либо не представляет никакого интереса, либо связан с неимоверными затратами и техническими сложностями.
Изучение некоторых затонувших судов, не говоря уже об их подъёме, вызывает большие трудности. Они находятся на слишком большой глубине, и добраться до них можно лишь на глубоководных исследовательских аппаратах. К примеру, «Титаник», самый известный корабль в мире, находится на глубине 3750 метров. Принадлежащая Советскому Союзу дизель-электрическая субмарина К-129 – на глубине примерно 5600 метров. Рекордсменом считался грузовой корабль «Рио-Гранде» (Германия) – глубина 6762 метров. 24 июня 2022 года американский исследователь и предприниматель Виктор Весково (Victor Vescovo) обнаружил корабль, затонувший на ещё большей глубине.
Эсминец «Сэмюэл Б. Робертс»
Неизвестно, какую именно цель преследовала экспедиция, но во время наблюдения за работой сонара был обнаружен большой объект на глубине 6895 метров.
Чтобы получить о нём больше данных, команда подготовила и спустила под воду глубоководный батискаф Limiting Factor. Как оказалось, на дне был эскортный эсминец Samuel B. Roberts (DE 413).
Его затопили 25 октября 1944 года во время боевых действий возле острова Самар, принадлежащего Филиппинскому архипелагу.
Эсминец был потоплен линкором, а на месте попадания снаряда образовался разлом, вероятно, после удара о дно.
Исследователи не рискнули подойти на батискафе слишком близко, опасаясь детонации боеприпасов. В загрузочной стойке оказались снаряды для пушки, а на корме – глубинные бомбы.
Поднимать этот корабль, разумеется, никто не будет, проводить какие-либо исследования тоже рискованно. Слишком велика опасность из-за наличия неразорвавшихся боеприпасов.
На море проводится огромное количество работ, и для некоторых необходимы специализированные суда, такие как сейсмологический разведчик.