В своё время УАЗ-469 стал решением многочисленных проблем. Простой и неприхотливый внедорожник с хорошей проходимостью нашёл применение как у военных, для которых и создавался, так и в сельском хозяйстве. Конечно, со временем любая техника устаревает, поэтому УАЗик в конце концов решили заменить, а на замену ему готовили новую модель, обладавшую впечатляющими возможностями, УАЗ-3172.
Новую модель запланировали заранее
На самом деле, о необходимости выпуска обновлённой и усовершенствованной модели начали думать ещё до того, как с конвейера сошёл первый УАЗ-469. Было очевидно, что далеко не совершенный «козлик», взбрыкивающий на каждой кочке, потребует замены, обладающей более совершенной конструкцией и лучшими возможностями.
Поэтому мысли о новой машине возникли ещё в начале 1970-х годов, а уже к середине десятилетия были готовы первые чертежи, лёгшие в основу нового проекта. По замыслу конструкторов, новый внедорожник должен был разительно отличаться от 469. Причём не только ходовой частью или двигателем, но и улучшенным интерьером. При этом изначально думали о создании как военного автомобиля, так и гражданского, более комфортабельного и приспособленного к ежедневной эксплуатации городскими жителями.
УАЗ-3172 обладал высокой проходимостью
Его предшественник, конечно же, обладал неплохими внедорожными качествами и мог самостоятельно выбраться из весьма неприятных ситуаций. Именно за это его и ценили, несмотря на все его многочисленные недостатки. Тем не менее, новая версия должна была не только превзойти первую модель, но и обеспечить водителя и пассажиров соответствующим комфортом, чтобы те не набивали себе шишки во время поездки.
В основу нового внедорожника легла лонжеронная рама, неразрезные мосты и зависимые подвески с пружинами. При этом переднюю подвеску снабдили стабилизатором поперечной устойчивости, а руль – гидроусилителем и демпфером. Одна из особенностей автомобиля – дорожный просвет величиной 325 миллиметров при такой же высоте, как и 469. Это позволила сделать изменённая компоновка двигателя и внешнее зацепление колёсных редукторов. Трансмиссия комплектовалась раздаточной коробкой с блокировкой межосевых дифференциалов, а некоторые версии обладали ещё и межколёсными блокировками.
Поскольку у производителя не было подходящего дизельного двигателя, на 3172 поставили УМЗ-421 мощностью 100-105 лошадей. Мотор объёмом 2,8 литра с крутящим моментом более 200 Нм в сочетании с остальными нюансами ходовой обеспечивал приличные внедорожные качества в дополнении к приличному комфорту для пассажиров во время езды по кочкам. Автомобиль мог преодолевать 30-градусные подъёмы, перебираться через брод глубиной 1,3 метра, а также не опрокидывался на крутых склонах, чему он обязан увеличенной длине колёсной базы и более широкой колее. УАЗ-3172 появился после целой серии прототипов уже в 1990-е годы и по своим возможностям не уступал зарубежным аналогам.
Интересная компоновка и внешний вид
Внедорожник разрабатывался в соответствии с требованиями военных, поэтому он стал обладателем весьма оригинальной компоновки. Прежде всего, его грузоподъёмность равнялась 1 тонне, что больше приличествует небольшому грузовику.
Ещё один нюанс касается расположения кресел и посадочной формулы, которые тоже были не совсем стандартными: салон рассчитывался на 10 пассажиров. Причём в задней части располагались два трёхместных дивана, а пассажирская дверь открывалась прямо напротив сиденья, рассчитанного на двух человек. Сиденье располагалось таким образом, что пассажиры ехали боком, лицом к боковым окнам.
Свой внешний вид в несколько изменённой форме автомобиль унаследовал от прародителя, самого первого прототипа в этой линейке, УАЗ-3170. Удивительно, но н оказался чрезвычайно похожим на своего современника, внедорожник Range Rover, узнаваемый по острым углам и прямым линиям. О том, сознательно ли разработчики следовали этому образцу, информации никакой нет. Помимо военных машин имелся и гражданский вариант, более комфортабельный и напоминавший внедорожник от Land Rover.
Свершения и итоги
После проведённых в 1991 году тестов был сделан целый ряд существенных доработок, после чего внедорожник УАЗ-3172 отправился на полевые испытания в не самые простые регионы с жарким и холодным климатом. К их окончанию прототипы прошли более полутора тысяч километров каждый и показали себя с лучшей стороны. Они отлично ездили в любую погоду по жуткому бездорожью, с полным салоном могли везти на буксире 1200-килограммовый прицеп, а на одной заправке проезжали около 1000 километров. Новый армейский автомобиль значительно превзошел не только своего предшественника, но и зарубежные аналоги, состоящие на тот момент на вооружении в других странах.
Заказчик, Министерство обороны, оказался более чем удовлетворён результатом, а изданный потом указ фактически делал УАЗ-3172 основным военным транспортным средством. Это произошло уже к концу 1993 года. В непростое время государство не нашло средств для финансирования производства и перспективный внедорожник, на который было потрачено огромное количество сил, средств и времени, был заброшен.
Хоть УАЗ-469 и невозможно было приобрести частному лицу, его активно поставляли за рубеж. Этот внедорожник до сих пор можно найти в других странах в различных модификациях.