1960-е годы стали настоящим расцветом эпохи автомобилей класса «универсал». Сегодня об этом, возможно, помнят не многие, но в то время было очень можно усадить всю большую семью в видавший виды универсал и отправиться смотреть фильм в кинотеатр на открытом воздухе. Это сложно представить сегодня — никаких ремней безопасности, никаких стрессов… Можно просто весело ехать по дороге и махать людям в других автомобилях.
О том, как появился кузов универсал существует несколько версий, и все они имеют право на существование. Одни автомобильные историки уверяют, что впервые такой кузов был использован для привокзального такси, другие уверены, что такие автомобили использовали в качестве хозяйственных авто для сельских жителей.
Подтверждением первой версии может быть присутствие в название многих универсалов названия Station Wagon, а в пользу второй – отсылка в названии автомобилей-универсалов ссылок на Ranch (ранчо), Suburbia (пригород), Town&Country (город и деревня). Так или иначе, но факт остаётся фактом: в 1920-х в Америке появились вместительные легковые авто с многофункциональным кузовом. Причём, в отличие от громоздких фургонов и далёких от элегантности пикапов фермеров выглядели эти авто очень прилично.
Первым универсалом заводской сборки называют сошедший с конвейера в 1929 году Ford A Station Wagon – этакий гибрид из передка «легковушки» и задней части фургона, в котором было два ряда съёмных сидений.
Справедливости ради стоит отметить, что спрос на машины в кузове универсал появился не сразу. А причина была проста – подавляющему большинству граждан просто нечего было возить в этих больших машинах. Детей в семьях было немного, а мода на автомобильные путешествия ещё не появилась – всё, что было нужно среднестатистическому американцу и европейцу 1930-х, вполне умещалось в седан.
Изменилось всё, когда закончилась Вторая мировая – у простых граждан появились деньги, дома и жажда к путешествиям. Вот тут-то и пригодились универсалы.
Но серьёзный интерес к этим машинам пришёлся на 1950-е, когда простые люди полюбили вместительные авто, а самым большим из них оказался универсал. Эти машины были, пожалуй, в линейке всех брендов. Дизайнеры старательно работали над дизайном этих машин. И со временем в универсалах появились остеклённые и приподнятые крыши, отделка деревом, задвигающиеся в пол двери задка.
Но «золотой век» универсалов пришёлся на 1980-е. Правда, в Америке был разнообразие универсалов было куда большим, чем в Европе, где можно было увидеть разве что «пассатов» поколения B3-B4 и «опелевские» «караваны».
А потом пришло время, когда универсалы чуть не канули в бозу. Появившийся в 1984 году Chrysler Voyager изменил представление об универсалах – классика оказалась просто не у дел. Но маркетологи исправили ситуацию, превратив универсал из многоцелевого перевозчика в спорткар. Alfa Romeo 156 SportWagon, затем Chrysler 300C Touring с 5,7-литровым HEMI V8 – в этих авто уже никто не хотел видеть третьего ряда сидений, их превратили в люксовые купе.
И сегодня рынок универсалов не стоит на месте. И порой кажется, что в этом сегменте всё только начинается.