В культурной столице Российской Федерации – городе Санкт-Петербурге завершился процесс реставрации последнего сохранившегося до наших дней троллейбуса СССР – ЯТБ-2. Работы по восстановлению муниципального транспортного средства заняли порядка 4,5 лет. Данное событие было приурочено к юбилейной дате – восьмидесятипятилетию с момента начала движения троллейбусов в городе.
История создания троллейбуса ЯТБ-2
В начале 1937 года было принято решение о разработке новых троллейбусов модели ЯТБ-2. Главной целью создания данного муниципального транспортного средства было совершенствование конструкции кузова троллейбуса.
Фактически, модель ЯТБ-2 являлась определенным образом измененной конструкцией троллейбуса ЯТБ-1. В большинстве своем характеристики транспортного средства не изменились. Небольшие изменения в конструкции троллейбуса присутствовали, однако основная часть усилий инженеров и конструкторов была направлена лишь модернизацию внешнего вида транспортного средства.
В передней части нового троллейбуса были установлены наружные маршрутные фонари. Также немного изменился дизайн маршрутных указателей, которые располагались над лобовым стеклом. Главной же особенностью модели ЯТБ-2 стала отдельная дверь для водителя. Также в салоне троллейбуса теперь присутствовала специальная перегородка. Она разделяла кабину водителя и остальную часть салона, где во время движения транспортного средства располагались пассажиры.
Появление отдельной кабины в значительной мере позволило улучшить не только условия работы водителя. Также это помогло инженерам разместить внутри кузова определенного рода высоковольтную электроаппаратуру.
Уже в конце осени 1937 года на территории Ярославского автомобильного завода началось серийное производство троллейбусов модели ЯТБ-2, которое продлилось до 1938 года.
Восстановление последнего экземпляра троллейбуса ЯТБ-2
Согласно официальным данным на Ярославском автомобильном заводе было собрано 123 троллейбуса модели ЯТБ-2. Долгое время считалось, что данных муниципальных транспортных средств больше не осталось. Однако в 2007 году стало известно, что один из экземпляров троллейбуса ЯТБ-2 все же уцелел. Он тыл найден в Зеленогорске, на одном из садовых участков, где служил в качестве сарая.
В середине 2007 года представители Музея электрического транспорта Санкт-Петербурга обменяли уцелевшее транспортное средство на списанный троллейбус модели КТГ-1. После этого машина ЯТБ-2 была доставлена в Санкт-Петербург для реставрации.
Троллейбус модели ЯТБ-2 долгое время считался своего рода символом технического прогресса СССР, а также своеобразным украшением улиц страны в конце 1930 годов. Поэтому представители Музея электрического транспорта культурной столицы России приняли решение во что бы то ни стало восстановить раритетный троллейбус. Муниципальному транспортному средству пришлось ждать 10 лет своей очереди на реставрацию. Процесс же восстановления троллейбуса конца 1930 годов продлился 4,5 года.
В связи с тем, что единственный в мире уцелевший троллейбус ЯТБ-2 находился в ужасном состоянии, его пришлось полностью разобрать и восстанавливать буквально по частям. Для этого транспортное средство полностью разобрали и начали процесс восстановления.
Каркас троллейбуса собирался заново из-за того, что большая часть его элементов не выдержала испытания временем и была частично или полностью уничтожена коррозией. После восстановления рамной конструкции троллейбуса настал черед обшивки, которая вновь была изготовлена из листового метала.
После того как были установлены все детали обшивки транспортного средства, специалисты по его восстановлению приступили к покраске. Троллейбус получил комбинированную окраску. Его нижняя часть окрашена в синий цвет, а верхняя в светло-бежевый. После покраски специалисты установили стекла троллейбуса и приступили к работам внутри салона.
В процессе восстановления были установлены новые боковые и потолочные панели. Перегородка между водителем и пассажирами салона изготовлена из дерева. Внутри салона была восстановлена электрическая линия освещения. Также сотрудники музея установили поручни и сиденья в салоне.
В октябре 2021 года восстановленный троллейбус ЯТБ-2 должен был принять участие в параде старых муниципальных транспортных средств. Он был приурочен 85-летия начала троллейбусного движения в Санкт-Петербурге. Однако из-за пандемии «COVID-19» парад был отменен.