В Южной Корее пассажир решил проветриться и открыл дверь авиалайнера

Самолёт давно превратился в едва ли не самый удобный вид транспорта, чрезвычайно быстрый и комфортный, на котором можно преодолеть большие расстояния за минимальное время. Правда, есть небольшой нюанс. Хоть самолёт и считается безопаснее автомобиля или поезда, но с ним связано слишком уж много факторов, из-за которых всё может пойти не так. Например, человеческий: один из пассажиров на южнокорейских авиалиниях умудрился открыть дверь во время посадки.

Зачем самолёту двери

Автомобильные двери – довольно сложная деталь с тщательно продуманной конструкцией. Она включает в себя привод стеклоподъёмника и замок, в современных машинах электронный. Даже её основа спроектирована таким образом, чтобы защитить водителя и пассажиров во время столкновения. Тем не менее по сравнению с ней двери в авиалайнере находятся на совершенно другом уровне. Это одно из самых уязвимых мест во всём самолёте, в частности, из-за разницы в давлении внутри и снаружи.

Дверь просто обязана открываться, но из-за крайне низкого давления за бортом самолёта (на 10 тысячах метров оно почти в три раза меньше, чем на уровне моря) после набора высоты она просто вылетела бы, как пробка из бутылки. Самопроизвольное открывание любой из дверей самолёта на большой высоте имеет самые плачевные последствия, по произведённому эффекту сравнимые разве что со взрывом. Подобные прецеденты уже были, к примеру, в 1989 году пострадал Boeing 747. У него на высоте 7 тысяч метров открылась дверь багажного отсека, а воздушный поток на высокой скорости буквально вырвал её вместе с огромным куском обшивки. При разгерметизации воздушной волной выбросило за борт десяток кресел с пассажирами.

Конструкторам пришлось решать дилемму, блокируя двери таким образом, чтобы их можно было легко открыть изнутри. Ведь в случае нештатной ситуации пассажиров и экипаж нужно было быстро эвакуировать из самолёта. Производители делали это по-разному, патентуя свои собственные решения. Например, на авиалайнере Airbus A321 установлена надёжная система блокировки, которая автоматически не должна давать кому-либо открывать двери до полной остановки.

Работает она на разнице давления. Как только за бортом фиксируется давление ниже, чем внутри салона, фиксаторы входят в дверь с небольшим уклоном внутрь, а более высокое давление воздуха в салоне давит на неё, не позволяя снять дверь с такого «крючка». На самом деле, система безопасности срабатывает уже в то время, когда самолёт ещё стоит на взлётно-посадочной полосе, поскольку компрессоры принудительно нагнетают воздух в самолёт. Но как оказалось, это срабатывает не всегда.

Случай на борту Airbus A321-200

26 мая текущего 2023 года на борту аэробуса, работающего на внутренних южнокорейских рейсах, произошло чрезвычайное происшествие. Один из пассажиров полез к рукояти на двери и нажал на неё. Почему он это сделал, неизвестно, местная полиция хранит упорное молчание и упрямо не желает делиться деталями происшествия, предоставив только общую информацию. Как бы то ни было, он потянул за рукоять и дверь самолёта открылась нараспашку. При этом борт Airbus A321-200 как раз заходил на посадку и вот-вот должен был коснуться поверхности. Пассажиры в основном не пострадали, досталось только девятерым излишне впечатлительным молодым людям. Они, вероятно, запаниковали, что и вызвало паническую атаку и проблемы с дыханием. С борта самолёта их забрала скорая, а одного пассажира после проведённого опроса забрала полиция.

В случившемся сложилось сразу несколько обстоятельств, благодаря которым хоть ЧП и произошло, но с минимальными последствиями. Причиной всему стал не совсем адекватный пассажир, как он заявил полиции, он всего лишь «тронул ручку». Тем не менее имеет немалые размеры по той простой причине, что к ней нужно приложить изрядные усилия, чтобы сдвинуть с места. Пассажир этот сидел на месте, расположенном прямо возле двери за крылом по левому борту самолёта. Как назло, именно возле этой двери отсутствует кресло для стюардессы, поэтому за пассажирами никто не присматривал и не мог остановить вредителя.

К тому же есть ещё одна интересная деталь. У двери имеется две рукояти, при помощи первой она открывается в штатном режиме, при помощи второй – в аварийном. В первом случае человеку приходится прилагать некоторые усилия, чтобы открыть дверь своими силами, а во втором всё ложится на плечи пневматической системы, она открывает и сдвигает дверь сама. Ко всему прочему, в аварийном режиме автоматически выбрасывается трап из ниши под дверью и надувается после этого.

Результат налицо. Борт A321-200 заходил на посадку и уже находился на высоте пары сотен метров над землёй. Скорость его при этом составляла около 250 км/ч, а давление за бортом было практически нормальным. Благодаря этому никто из пассажиров и не пострадал, исключение – девятеро впечатлительных личностей в состоянии шока от осознания, что самолёт летит, «а тут такое». Пассажира, конечно, накажут по всей строгости закона, но больше всех достанется не ему. Разбирательство наверняка будет длительным, а крайним окажется либо авиастроительная компания, либо перевозчик. Первая за то, что дверь вообще смогла открыться в полёте, хотя она должна была быть заблокирована, а второй, потому что оставили пассажиров без присмотра в настолько важном месте.

Ещё более сложная и продуманная конструкция у военных самолётов, особенно если они рассчитаны на полёты на гиперзвуковых скоростях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓