Сложная местность, жуткие погодные условия и большие расстояния никогда не останавливали человека на пути достижения поставленных целей. В России тоже имеется немало мест, куда рабочих и исследователей приводят интересы, к примеру, в добыче полезных ископаемых или строительстве. Многие из них находятся в отдалённых регионах, недружелюбных и малоосвоенных. Поэтому для тех, кто будет некоторое время работать в таких условиях, разрабатывается вахтовая спецтехника.
Жилищный вопрос
Поскольку работа вахтовым методом предполагает длительное нахождение на месте, то и условия должны создаваться соответствующие, чтобы работники могли полноценно отдыхать после тяжёлого трудового дня. Если работы на определённом участке ведутся временно, оборудовать его постоянным местом проживания никто не будет, это слишком дорого и неэффективно. Вместо этого людей размещают в специальных жилых модулях, собранных на базе грузовых прицепов.
Чем-то они похожи на автодома, только сделаны гораздо проще. Здесь не найти огромного экрана на стене и дорогой кожаной отделки. В таких домах на колёсах обстановка достаточно спартанская, ведь она предназначена не для комфортного времяпрепровождения, а для работы. Здесь пластик и ламинированные ДВП сочетаются с алюминиевым профилем и сталью.
В России производится много подобной техники, этого требует масштабная добыча полезных ископаемых в северных регионах. Различаются они размерами, назначением, комплектацией и количеством сотрудников, на одновременное проживание которых они рассчитаны. Если людей работает много, фургоны делят по функционалу, например, выделяют отдельные пространства для размещения спальных мест, столовой, административных задач и для других потребностей.
Автофургон и прицеп – очень распространённые варианты, поскольку решают множество проблем с логистикой. Такие делает, к примеру, «Промавто». Они предназначены для временного проживания разного числа работников.
Оснащают вахтовки многочисленным оборудованием, необходимым для поддержания жизнеобеспечения в сложных условиях. Здесь есть собственный электрогенератор, баки для технической и питьевой воды, котёл для обогрева (часто дровяной), своя кухня, санузел и душевая. В сочетании с хорошей теплоизоляцией, всё это позволяет вахтовикам достаточно длительное время жить в относительно комфортных условиях.
Транспорт
Конечно, к месту несения вахты ещё нужно добраться, а используется для этого автобус. Правда, он сильно отличается от всем привычного пассажирского транспорта. Поскольку ехать придётся по очень сложным дорогам, а иногда и вообще без них, автобус делают на базе грузовика. На грузовое шасси ставят фургон и оснащают его всем необходимым.
В фургон устанавливают сиденья с ремнями безопасности, как следует его утепляют и ставят окна со стеклопакетами для лучшей теплоизоляции. Обязательными элементами являются собственная отопительная система и интерком для связи с водителем. Такое оснащение не даст пассажирам замёрзнуть даже в том случае, если придётся на некоторое время остановиться в пути. Сам по себе вахтовый автобус оборудуется полным приводом и мощным двигателем из расчёта, что в дороге придётся выбираться из самых неприятных ситуаций.
Помимо всего прочего, автобус могут оборудовать дополнительной техникой, выделив в фургоне для неё отдельное помещение. В него может поместиться небольшая кухня или внушительное количество инструмента. Всё зависит лишь от специфики работы и выполняемых машиной функций. Перечень выпускаемых отечественных вахтовых автобусов очень широк, а отличаются они количеством пассажиров, оснащением и дополнительными функциями. Например, автобусы от «Автоспецван» на базе «Урала» с большим фургоном могут перевозить до 28 человек или же комплектоваться спецоборудованием, таким как кран-манипулятор. В любом случае вахтовые автобусы могут оснащаться в соответствии с особыми требованиями для работы в определённых условиях.
Спецтехника
Вахтовые грузовики могут использоваться не только для перемещения рабочих или проживания, одна из их функций – выполнение специфических задач. При этом грузовик изготавливается по спецзаказу и комплектуется согласно конкретным требованиям. Это может быть как походная лаборатория, рассчитанная на определённый круг исследований, так и целая ремонтная мастерская.
В таких случаях одна часть пространства отводится людям и жизнеобеспечению, а другая – инструментам и оборудованию. Поэтому вахта в тепле доедет до места работ, выполнит свою задачу и уедет обратно.
Вероятно, самый интересный экземпляр – выездная мастерская на базе КАМАЗа от завода УЗСТ. Она существует в единственном экземпляре, поскольку создавалась по индивидуальному заказу. В мастерскую встроили небольшой жилой модуль, а всё остальное отвели под рабочее помещение.
Здесь имеется полноценный верстак, шкафы для инструментов и запасных частей, а также гидравлический подъёмник у задних дверей. Предназначение у такой машины может быть только одно – выполнение сложных ремонтных работ в большом удалении от цивилизации.
Помимо вахтовок, на базе грузовых фургонов создаются автодома. Некоторые из них оборудованы не хуже «люкса», а предназначены они для рыбаков и охотников.