Вероятно, FIAT Multipla является едва ли не самым спорным серийным автомобилем в истории. Его создатели вложили в машину много времени и сил, чтобы сделать её удобной и комфортной, а итальянские дизайнеры позаботились о внешнем виде и функционале. Правда, последние немного перестарались, и теперь «Мультипла» прописалась в списке самых уродливых автомобилей мира.
Итальянский компактвэн
Сейчас компактвэны особенной популярностью не пользуются. Часть автовладельцев считает их слишком большими и массивными, другая убеждена в том, что они совершенно некрасивые, а третьи соглашаются и с теми, и с другими. Конечно, нельзя сказать, что компактвэны спросом не пользуются, но покупают их действительно нечасто, особенно в России. В конце 1990-х годов ситуация была иная, и производитель время от времени выпускали что-нибудь новенькое для этого сегмента рынка, так же поступил и FIAT, пожелавший несколько улучшить этот безликий класс автомобилей, которые одинаковы настолько, насколько это вообще возможно.
Необычная новинка
Так уж исторически сложилось, что компактвэны разных производителей очень похожи между собой, причём как формой, так и содержанием. Всё это не может не расстраивать автолюбителей, которым не очень нравится ездить на слишком уж похожих машинах и предпочитают несколько большую степень индивидуальности. Дизайнеры FIAT, работавшие над созданием «Мультиплы», постарались воплотить сразу все пожелания водителей: сделать внешность более запоминающейся, а сам автомобиль удобным и более функциональным. При этом они проанализировали наиболее часто встречающиеся претензии, сделали соответствующие выводы и постарались реализовать всё это на практике.
Первое, что сделали итальянские специалисты, так это увеличили ширину компактвэна. Причина тому – очень много жалоб на недостаточное количество свободного места. Очень часто компактвэн используется в качестве семейного автомобиля, а предпочтение ему отдают из-за меньшей длины, поскольку на нём легче парковаться, да и в повороты вписываться тоже. С увеличением ширины машины сразу же в салоне стало куда просторнее, и ещё лучше стало после того, как подняли потолок.
Ещё одно новшество коснулось передней части автомобиля, которая стороннему наблюдателю бросается в глаза в первую очередь. Капот у FIAT Multipla оказался непропорционально маленьким, поэтому больше всего он напоминает утиный клюв, но правда заключается в том, что такое исполнение конструктивно сильно выигрывает у классического. Благодаря этому площадь лобового стекла удалось сделать гораздо больше, что в сочетании с более низким капотом даёт лучший обзор из всех имеющихся машин подобного класса. Для массивного компактвэна хорошая обзорность даёт большие преимущества и отличный шанс припарковаться без того, чтобы куда-нибудь въехать.
Впрочем, несмотря на явные преимущества подобного дизайна, он оказался чрезвычайно экзотическим. Покатые бока и ещё более округлая крыша вызывают ассоциации с бочкой на колёсах, в лучшем случае с мячом, передок напоминает экзотическое животное, а огромная площадь остекления – аквариум. Как выяснилось впоследствии, особую неприязнь провоцирует оптика: её слишком уж много. Казалось бы, вполне достаточно обычных передних фар, но они дают только ближний свет, а дополнительная пара под лобовым стеклом – только дальний. Тем не менее могло быть ещё хуже, поскольку изначально итальянские дизайнеры в творческом порыве собирались наверх переместить и ближний свет, но из-за сильных бликов от капота отказались от этой идеи.
Салонные изыски
Единственная претензия, которая только может возникнуть, касается слишком уж большой вычурности. Некоторые его детали очень непривычны, как на взгляд обычного водителя, но через некоторое время владелец привыкает к нестандартным дизайнерским решениям, после чего может в полной мере насладиться эргономикой и интересными моментами.
Всего компактвэн FIAT Multipla рассчитан на шесть посадочных мест, причём три из них находятся впереди, что вообще нетипично для легковых автомобилей. Все пассажирские места раздельные, причём расположены они не вплотную, а с небольшим зазором, поэтому никто не будет толкаться локтями и испытывать большой дискомфорт. Спинка каждого из кресел легко складывается и превращается в небольшой столик, а если возникнет насущная потребность превратить компактвэн в такой же компактный фургон, все три задних сиденья можно сложить и за полминуты демонтировать.
Единственное, к чему могут возникнуть серьёзные претензии у водителя, так это к передней панели. Уж во время её создания дизайнеры не постеснялись использовать всю свою креативность и продемонстрировать страсть к экспериментальным идеям. В FIAT Multipla практически все элементы управления, стереосистема, приборы и даже рычаг переключения передач сосредоточены посредине передней панели, а та часть, что используется для управления автомобилем, немного повёрнута к водителю. Сказать, что это неудобно, значит не сказать ничего. Чтобы следить за приборами, водитель должен постоянно держать голову повёрнутой или косить глазами, что может вызвать косоглазие и остеохондроз одновременно.
Как бы то ни было, автомобиль был в продаже целых одиннадцать лет, с 1999 по 2010 год. Правда, в 2004 году во время рестайлинга его привели к классическому и скучному виду. Вероятно, от покупателей и критиков поступало слишком много нелестных отзывов о дизайне и нестандартных решениях. Сама же по себе машина оказалась достаточно надёжной, гораздо лучше, чем большая часть её одноклассников. На текущий момент некоторые вообще считают FIAT Multipla едва ли не лучшим среди всех когда-либо выпущенных компактвэнов. Причём в первом его варианте до рестайлинга, несмотря нам все существующие замечания.
Автомобили FIAT 500 были очень распространёнными и на их основе выпускали очень причудливые автомобили, например, Jolly Evocation для трансфера отдыхающих с яхты в отель.