Велосипед – отличное и общепринятое средство передвижения. Им активно пользуются практически во всех странах, а в разработке новых моделей активно применяются новейшие технологии. Правда, в некоторых государствах практика перехода на двухколёсный транспорт приняла неимоверные масштабы. В Амстердаме, столице Нидерландов, для велосипедов даже построили огромную подземную парковку.
Двухколёсные Нидерланды
Каждый год очень много людей по всему миру присоединяются к большому сообществу велосипедистов, предпочитая городскому транспорту двухколёсный, особенно во время поездок на короткие расстояния. В Нидерландах происходит то же самое, только здесь это явление приобрело массовый характер, и причина тому более чем актуальна.
Нидерланды считаются одной из самых дорогих стран, причём не только для приезжих. На общественный транспорт приходится тратить внушительную сумму, одноразовый билет, в зависимости от вида транспорта и длительности поездки, будет стоить от 3 до 5 евро. Собственным автомобилем тоже пользоваться дорого, час стоянки стоит до 5 евро. Поэтому местные жители массово пользуются велосипедами.
Согласно последней собранной статистике, на всё население Нидерландов, которое на текущий момент перевалило за 18 миллионов человек, приходится более 22 миллионов велосипедов. Причём четверть пользуется двухколёсным транспортом каждый день. Кто-то, конечно же, думает об экологии или старается вести здоровый образ жизни, но большая часть попросту экономит деньги. Государство же всячески поощряет это явление, поскольку оно как раз и заботиться о сохранности природы и городской логистике.
Для велосипедистов в городах создана огромная инфраструктура, удобная и комфортная. Общая длина только велосипедных дорожек, проложенных по всей стране, составляет более 35 тысяч километров. Велосипед здесь можно купить или же взять в аренду, первое, кстати, будет куда дешевле. На двух колёсах здесь учат ездить ещё в школе, а потом ещё и устраивают настоящие экзамены: за езду «абы как» и где попало по голове не погладят и наградят неплохим штрафом.
Несмотря на столь широкое распространение велосипедов, в целом ряде городов, особенно в некоторых районах, дороги перегружены, а логистика оставляет желать лучшего. Впрочем, местные власти не сидят без дела и постоянно реализуют смелые и интересные проекты. Амстердам – яркий тому пример.
Стоянка под водой
Амстердам – один из самых больших городов Нидерландов, поэтому и скопление транспорта здесь нешуточное. И велосипедов, и автомобилей очень много. Несмотря на все попытки навести хоть какой-то порядок, они постоянно мешают друг другу, ведь их количество никогда не уменьшается. Местная городская администрация сделала радикальный шаг, чтобы решить все проблемы сразу.
Во-первых, нужно было куда-то девать огромное количество велосипедов: проходящий через железнодорожную станцию поток пассажиров чрезвычайно большой, и временами всё оказывалось заставлено велосипедами. Во-вторых, правительство старается всеми силами вернуть историческому городу всю прелесть того времени, когда на улицах не было настолько много машин. По замыслу городских представителей, чем больше людей почувствует на себе блага новой велосипедной инфраструктуры, тем больше их пересядет с коптящего транспорта на экологически чистые велосипеды.
Чтобы решить проблему и разгрузить пространство вокруг Центрального вокзала, было решено построить огромную парковку для велосипедов, рассчитанную на 7 тысяч мест. Правда, пришлось решить небольшую проблему со свободным местом: с одной стороны находится здание вокзала, а с другой – канал. Тем не менее инженеры нашли интересное решение, они сделали парковку подземной, разместив основную её часть непосредственно под каналом.
Теперь станция городского транспорта, Центральный железнодорожный вокзал и парковка связаны единой системой переходов и велосипедных дорожек. Пассажир может оставить свой велосипед и очень быстро попасть в нужное ему место, не загромождая при этом парковки наверху.
Внутри же оборудованы удобные стояночные места, пространства между ними более чем достаточно, чтобы никто и никому не мешал, а попасть внутрь можно через автоматические турникеты, принимающие оплату за парковку.
Велосипедный рай Утрехта
Несмотря на столь внушительный масштаб, это не самая большая парковка для велосипедов в Нидерландах. В 2019 году было завершено строительство огромного паркинга в соседнем с Амстердамом городе, в Утрехте.
Здесь тоже имеется железнодорожная станция, но она является лишь частью большой транспортной развязки. Сам по себе вокзал Utrecht Centraal – самый большой и нагруженный в Нидерландах. Кроме того, к нему примыкает аналогичная по масштабу автобусная станция и ещё одна поменьше, а также две большие трамвайные остановки. Только железнодорожный вокзал имеет 16 путей, поэтому поток пассажиров здесь крайне велик.
В 2011 году муниципалитет попытался людям облегчить жизнь, а себе – работу, и запустил стройку подземного велосипедного паркинга, масштабы которого трудно себе представить. Стройка продолжалась целых восемь лет, и в 2019 году парковка приняла первых посетителей.
Она протянулась на целых три этажа, связанных между собой лестницами и велосипедными дорожками. На саму парковку можно попасть с площади перед вокзалом, из здания самого вокзала или из автостанции. Причём электронный помощник подскажет посетителю, где именно припаркован его велосипед и как к нему добраться. Каждый уровень имеет собственный цвет, а каждый шаг сопровождается указателями, поэтому заблудиться здесь невозможно.
Здесь вся парковка буквально пронизана пешеходными и велосипедными дорожками, везде высокие потолки и большие окна, через которые даже на нижний этаж подаётся солнечный свет. Архитекторы из компании Ector Hoogstad Architects постарались сделать подземное здание максимально удобным для человека. Помимо самого хранилища, здесь находится ремонтная служба и большой прокат велосипедов.
В руках некоторых блогеров велосипеды иногда превращается нечто совсем странное, например, становится бетонным.