Среди моделей любой автомобильной марки есть хотя бы одна знаковая, оставившая в истории собственный след. Время от времени их даже возрождают к жизни и выпускают точные копии когда-то популярных машин. Одна из них – Bentley 4 1/2 Litre Blower, некогда популярный спортивный автомобиль, который считается настоящим раритетом и мечтой каждого коллекционера.
Неправильный спортивный автомобиль
Спортивный Bentley 4 1/2 Litre является самым известным автомобилем английской марки того времени, когда компания «Бентли» существовала сама по себе и не зависела от других. Её основателем был Уолтер Оуэн Бентли, талантливый инженер и гонщик по совместительству. Собственное предприятие он создавал исключительно ради выпуска спортивных автомобилей. Он был истинным английским аристократом и придерживался мнения, что машина должны быть быстрой, роскошной и элегантной, поэтому каждая из них стоила баснословных денег.
На любом спортивном автомобиле Bentley можно было с одинаковым успехом участвовать в гонках и ездить по улицам, притягивая завистливые взгляды окружающих. Именно за это их и ценили богатые автолюбители. При этом участие в заездах, а тем более победы служили отличной рекламой, поэтому в своё очередное творение Уолтер Оуэн Бентли вкладывал все свои умения и таланты.
Его автомобили не раз побеждали в гонках и приносили инженеру немалую славу, а залогом своего благосостояния по вполне понятным причинам он считал скорость. До некоторого момента наращивать её можно было только одним способом – увеличением объёма двигателя. Такой схемы работы и придерживался Бентли, он считал её классическим, единственно верным решением, и именно так он построил Bentley 4 1/2 Litre. За счёт мотора объёмом 4398 кубических сантиметров машина оказалась куда больше предыдущей модели, заслужив от своего создателя прозвище самого быстрого грузовика в мире.
Он категорически отказывался создавать моторы с нагнетателями, полагая, что это напрочь разрушит дух гоночного автомобиля и лишит его всяческой привлекательности. Между тем наддувные моторы уже успели показать немалый прирост мощности, а значит, имели большие перспективы, в первую очередь, в спорте. Благо, в руководстве компании нашёлся более здравомыслящий человек, который внял голосу рассудка и доводам одного из гонщиков, Тима Биркина. Он дал своё согласие на производство пяти десятков спортивных автомобилей Bentley 4 1/2 Litre Blower с наддувным двигателем.
Blower
За реализацию этого проекта платила некая Дороти Пейдж, чьё многомиллионное состояние позволило построить пятьдесят пять спортивных машин. Число было магическим, поскольку только серийные автомобили допускались до гонок. По сути, это был автомобиль предыдущего поколения, на мотор которого установили нагнетатель. Компрессор приводился в действие при помощи карданного вала и подавал воздушно-топливную смесь в двигатель через два карбюратора SU HVG5.
После целой серии тестов и тщательной настройки удалось намного увеличить мощность двигателя. Раньше она составляла в дорожной версии 110, а в гоночной – 130 лошадиных сил. После модификации из двигателя удалось выжать 175 и 240 лошадей соответственно, что сулило неплохие результаты на трассе.
Правда, была одна существенная неувязка. Размеры Bentley 4 1/2 Litre уже были немаленькими, а лишнее место в подкапотном пространстве взять было негде. Поэтому инженеры не нашли ничего лучшего, чем сделать полку поверх переднего бампера и поместить нагнетатель прямо перед радиаторной решёткой. Получилось не очень эстетично, зато работало. Помимо пострадавшего внешнего вида, был ещё один недостаток – повышенный расход топлива. Каждую минуту разогнавшийся автомобиль съедал четыре литра. Для защиты от камней всю эту конструкцию вместе с двигателем закрывали металлической решёткой.
Рекордсмен без рекордов
Удивительное дело, но по общему признанию, Bentley 4 1/2 Litre Blower считается едва ли не лучшим гоночным автомобилем. И всё бы хорошо, но в списке достижений этой машины числится только три пункта. В 1929 году его пилот занял призовое место в гонке RAC Tourist Trophy, он пришёл к финишу вторым. Ещё одно второе место удалось завоевать во Франции в Гран-при годом позже. Также автомобиль смог достичь скорости 222 км/ч на автодроме в Бруклендс и поставить рекорд.
Больше никаких достижений за этим автомобилем не числится, разве что он несколько раз не дошёл до финиша из-за всевозможных поломок. Причём в некоторых случаях оба сразу. Из-за всех этих неприятностей у Bentley 4 1/2 Litre Blower появилась дурная репутация, а сам Бентли наверняка пожалел, что дал втянуть себя в авантюру. Тем не менее эта машина на текущий момент стоит баснословных денег, её цена на аукционах не опускается ниже миллиона евро.
Bentley Blower по-новому
В конце 2020 года компания Bentley, наблюдая большой интерес к этому раритету в определённых кругах, решила реанимировать ретро-автомобиль. Специалисты подняли всю сохранившуюся техническую документацию к Bentley Blower и в буквальном смысле слова до винтика разобрали один из сохранившихся экземпляров. Каждую деталь тщательно измерили, отсканировали, а потом изготовили дубликаты.
Собранный из всего этого автомобиль назвали Blower Continuation и отправили на тестирование, чтобы потом по образцу воспроизвести двенадцать дополнительных экземпляров. Все детали изготавливали фактически вручную, а задействовали при этом специалистов из различных компаний. Каркас для машины изготовили из высококачественного ясеня, кузов из кожзама, кожаные подушки набили конским волосом, а для создания шасси использовали листовую сталь, соединённую заклёпками. Все экземпляры были куплены ещё до их выпуска, а стоимость их не разглашается.
Время от времени на аукционных площадках появляются классические Bentley, отреставрированные до состояния нового.