Сложно сосчитать, сколько было создано автомобилестроительных компаний за всю историю мирового автопрома, но это число очень велико. Лишь немногие смогли выжить в условиях дикой конкуренции, большинство были забыты и лишь некоторым удалось оставить свой след в истории.
Panhard et Levassor
Началом автомобильной истории можно считать 1876 год, когда изобретатель Николаус Отто получил патент на одноцилиндровый четырёхтактный двигатель. Лишь через десять лет Бенц запатентовал первый автомобиль, а через два года начались продажи первых единичных мотоколясок. Тем не менее первым индустриальным автомобильным центром стали совсем не Соединённые Штаты, а Франция.
Во всём оказался виноват Готлиб Даймлер. Он долго и терпеливо ждал, пока закончится патент Николауса Отто, чтобы продолжить работу с идеей двигателя внутреннего сгорания. Именно на его основе он смог построить первый в мире бензиновый ДВС, который впоследствии и устанавливался на автомобили. Конечно же, он решил распространить мотор по всему миру и предложил его своему старому знакомому, французу Саразену, чтобы продавать его во Франции и в Бельгии. Тот в свою очередь передал его своему другу-промышленнику в компанию Panhard & Levassor.
У нового транспортного средства нашлось немало консервативных противников, но благодаря активной помощи Даймлера, который оказывал консультации с созданием мотоповозки, её серийное производство было запущено в 1891 году на заводе Panhard et Levassor. В основе конструкции лежала деревянная рама с монолитными резиновыми колёсами. Коляска приводилась в движения усовершенствованным даймлеровским двигателем Daimler V2 с двумя цилиндрами. Он выдавал целых две лошадиные силы, имел объём 1,1 литра и работал с трёхступенчатой коробкой передач. Это был первый массовый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Впрочем, здесь требуется сделать маленькое уточнение: все остальные собирали их штучно, а в Panhard & Levassor изначально получили предзаказ на три десятка машин. В итоге компания постоянно совершенствовала свой автомобиль и продавала двигатели другим производителям. После Второй мировой войны им Levassor исчезло из названия компании, а в 1965 остатки компании были окончательно поглощены Citroen.
Sebring-Vanguard
Идеи использовать электричество и электродвигатели вместо ДВС циркулируют не одно десятилетие, а некоторые пытались построить свои электромобили задолго до появления «Теслы». Именно этим и отличилась американская компания Sebring-Vanguard, которую возглавлял некий Роберт Бомон, большой любитель гольфа. Ему настолько понравились электрические гольф-кары, что он решил построить собственный электромобиль.
Правда, текущий уровень технологий не позволял так просто реализовать эту неординарную идею, но это никого не остановило. Роберт Бомон решил во что бы то ни стало воплотить свою мечту и потратил немало времени, пытаясь создать электромобиль, способный преодолеть хоть сколько-нибудь значительное расстояние. Работы начались в начале 1970-х годов и продолжались вплоть до 1974, когда компания Sebring-Vanguard презентовала электромобиль CitiCar. Самое же удивительное, что он был как две капли воды похож на электрокар Zagato Eclar, который вышел на пару лет раньше. Вполне логично предположить, что американец купил на него права, когда уверился в невозможности создать что-то своё.
Внутри CitiCar был обустроен очень просто. Вместо кресел присутствовала двухместная и довольно жесткая лавка (диваном это назвать было нельзя), переднюю панель изготовили из дерева, а на ней размещался спидометр и десяток кнопок. Корпус электрокара был угловатым и больше напоминал странную, скошенную вперёд коробку. Оснащался он электродвигателем мощностью 2,5 лошадиные силы, а через два года мощность возросла до шести. Свинцово-кислотной батареи хватало примерно на 70 километров пробега, а размещалась она прямо за передним бампером в отдельном отсеке. Цена его была просто неимоверной и составляла около четырёх тысяч долларов. Самое же удивительное, что электромобиль всё-таки кто-то покупал, а производитель продолжал тщетные попытки его выпуска в разных модификациях вплоть до 1981 года.
Avanti Motor Corporation
История этого производителя началась ещё в 1961 году, когда дирекция компании Studebaker стала бить тревогу из-за низких продаж. Причина тому была простая – внешний вид автомобилей больше напоминал европейский, что «настоящим американцам» было откровенно не по душе. Новое руководство нашло выход быстро – создать спортивный автомобиль, который смог бы потягаться с «Корветом».
На создание новинки много времени не потребовалось, но смекалку приложить пришлось. Бюджет на этот проект выделили очень маленький, поэтому его унифицировали с актуальными на тот момент массовыми моделями. Под капот поставили двигатель V8 объёмом 4,7 литра, форсированный до 240 лошадиных сил, а кузов изготовили из стеклопластика. Внешность заслуживает отдельного упоминания: автомобиль получился очень необычным, а дизайн состоял из одних изогнутых линий. Впрочем, всё это оказалось зря, серийный Avanti был слишком дорогим, популярностью не пользовался и его выпуск прекратили.
Тем не менее так считали не все, у Avanti всё равно появились поклонники. Среди них были и несколько автодилеров Studebaker, они и решили продолжить выпуск перспективного, по их мнению, автомобиля. В 1964 году несколько партнёров основали Avanti Motor Corporation, выкупили все права на машину, техническую документацию и даже производственные мощности. Новую модель Avanti II модернизировали, установили двигатель помощнее, сделали внешний вид посовременнее, а оснащение получше. Загибающаяся компания в 1982 году сменила владельца, после чего с переменным успехом работала вплоть до 2006 года, пока её президенту не предъявили несколько серьёзных обвинений. Ещё через год она закрылась.
Давно забытые и некогда популярные имена иногда возвращаются снова вместе с новыми машинами, к примеру, реинкарнация «Делореана», который внезапно превратился в электромобиль.