Зачем понадобился реактивный грузовик от Chevrolet

За всю историю General Motors входящие в её состав компании создали много интересных концептов, и среди них были не только легковые автомобили. В 1964 году на проходившей в Нью-Йорке Всемирной выставке широкой общественности показали интересный грузовик, который выглядит впечатляюще даже на фоне современных автомобилей.

Грузовик для большой дороги

На самом деле, история с созданием дальнемагистральных грузовиков началась ещё в период Великой депрессии. Разразившийся кризис оказался настолько сильным, что многие компании вынуждены были закрыться, а их сотрудники были выброшены на улицу с пустыми карманами. В то время безработица достигла глобальных масштабов, и поддерживать столько безработных государство было попросту не в состоянии. Большим подспорьем стало строительство дорог, одним махом правительство решило две насущных проблемы: люди получили долгожданную работу и источник средств, а государство обзавелось разветвлённой транспортной системой. Через всю страну протянулись ровные скоростные магистрали, вот только не было подходящего коммерческого транспорта.

К середине 1960-х годов немалая часть логистики уже переместилась на качественные дороги между штатами, но дальнейшему её развитию не помешал бы подходящий транспорт, быстрый и надёжный. Тогда в General Motors и решили представить собственное видение на будущее транспортной системы.

GM Bison

Ещё с момента появления авиационных газотурбинных двигателей автопроизводители всерьёз стали задумываться, как бы приспособить их для установки на собственные машины. В частности, специалисты General Motors вели обширные исследования в этой области и даже смогли построить несколько интересных прототипов автомобилей с реактивным двигателем. В создании концепта GM Bison дизайнеры решили использовать уже имеющиеся разработки.

Созданные к тому времени транспортные магистрали были очень хорошего качества, поэтому нужен был быстрый грузовик. Специалисты GM не нашли ничего лучшего, чем установить на него газотурбинный двигатель, а точнее, два. Его разрабатывали специально для подобного случая. Первый двигатель обладал мощностью 280 лошадиных сил и использовался в роли маршевого, то есть во время обычного движения. Второй двигатель мощностью 720 лошадей был предназначен для ускорения, преодоления подъёмов и для перевозки сразу нескольких прицепов. Для размещения обоих моторов выделили место позади кабины и сделали отдельный отсек с воздухозаборниками по бокам.

Все грузовики того времени, впрочем, как и современные, имеют аэродинамику кирпича, что плохо сказывается на скорости и расходе топлива. Поэтому в случае с GM Bison дизайнеры решили поступить по-другому. Они потратили очень много времени в аэродинамической трубе и добились отличных результатов. Клиновидная обтекаемая кабина имела значительно меньший коэффициент лобового сопротивления, даже блок двигателей позади кабины сделали обтекаемым, чтобы он направлял потоки воздуха поверх грузовика.

Как предполагали разработчики, в будущем перевозки будут осуществляться в стандартизированных контейнерах, и грузовик GM Bison рассчитан именно на такой принцип использования. По их замыслу, контейнеры на платформу должны грузить в автоматическом режиме и точно также снимать. Сама грузовая платформа крепилась к тягачу при помощи управляемого шарнира, а его состояние зависело от выбранного режима рулевого управления. Он мог поворачиваться или фиксироваться в одном положении. Впрочем, до ходовых испытаний дело так и не дошло, а к 1964 году смогли подготовить только неходовой концепт. Лишь через год на очередной выставке был продемонстрирован реальный концепт Chevrolet Turbo Titan III, который вполне мог самостоятельно отправиться в поездку.

Chevrolet Turbo Titan III

Пусть GM Bison и остался всего лишь макетом, но Chevrolet Turbo Titan III был готов прямо со стенда отправиться в поездку. В нём воплотили многие решения, имевшие место в предыдущем концепте. Правда, от аэродинамической кабины и весьма своеобразной тележки решили отказаться, чтобы хоть немного приблизить грузовик к действительности, но внешний вид всё равно получился нестандартным. По бокам в нижней части разместились два воздухозаборника, которые придавали кабине вид груши.

Основная конструкция грузовика мало отличалась от прочих: в основе лежала стальная рама стандартного вида, а для кабины сделали металлический каркас, который потом обшили стеклопластиковыми панелями. По всей видимости, дизайнерам показалось, будто диковинного вида недостаточно, и они прямо в воздухозаборники поместили головную оптику. Она пряталась внутри корпуса и была подъёмной. Силовая установка была точно такой же, как и планировалось для первого прототипа. Она состояла из двух газотурбинных двигателей разной мощности, один из которых работал как форсаж в самолёте. Самое интересное, что они были объединены в одну систему и могли работать совместно без переключения между ними.

Кабину сделали тоже не совсем обычную, изнутри она больше напоминала космический корабль. В случае с GM Bison, водительское кресло размещалось по центру, а вместо руля находился штурвал. В Chevrolet Turbo Titan III странностей прибавилось. Водителя поместили слева, где ему и положено находиться, но вот руль превратился во что-то невообразимое. Для поворота использовались два диска с рукоятками, один основной и второй резервный. Как впоследствии жаловались испытатели, привыкать к нему было очень тяжело.

Длина самого тягача составляла 3 метра, полуприцепа – 12,2 метра, а общий вес – более 34 тонн. При этом благодаря конструкции кабины, водитель получал отличный обзор. В итоге после длительных ходовых испытаний грузовик отправили на покой.

Инженеры не раз пытались установить на автомобиль реактивный двигатель, и некоторые из этих попыток увенчались успехом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓