Гоночные автомобили – совершенно особенный класс машин, они принципиально отличаются от всего, что когда-либо ездило по дорогам общего назначения. Правда, далеко не все из них смогли успешно завершить свою карьеру и «добровольно» уйти на пенсию. Они досрочно сошли с трассы из-за своих конструктивных особенностей, попавших под запреты из-за установленных правил.
Williams Renault FW14B
В 1991 году команда Renault представила новый гоночный болид «Формулы-1», чем сразу же выделилась на фоне своих соперников, ограничившихся лишь модернизацией уже имеющихся. Конструкторы как следует поработали над аэродинамикой, увеличив прижимную силу до 1,7 тонны, которая распределялась между задним антикрылом, передним и диффузором. К середине сезона автомобиль стал самым быстрым на трассе, а во время гонок было зафиксированное поперечное ускорение составило 4g.
Гоночный болид оказался настолько удачным, что его решили не менять, а лишь усовершенствовать, как следует поработав над увеличением показателей. Благодаря видоизменённым аэродинамическим элемента удалось намного уменьшить лобовое сопротивление, также с середины сезона устанавливался новый двигатель, Renault RS4. По сравнению с предыдущим, он обладал меньшим углом развала и большей скоростью вращения. Но главной изюминкой стало внедрение гидродинамической подвески, которая среди прочих функций, могла следить за дорожным просветом и корректировать его, удерживая на одном уровне. Она управлялась электроникой и хорошо поспособствовала улучшению динамических показателей.
Правда, радость оказалась недолгой, комитет посчитал, что её использование в гонках нецелесообразно, и запретил её установку. Впрочем, остальные команды этому вряд ли огорчились, поскольку адаптивная подвеска такого класса была слишком дорогим удовольствием, и больше её никто не ставил на свои машины.
Brabham BT46B
Аэродинамика играет огромную роль в конструкции любого современного спорткара, а уж тем более гоночных болидов, и половину эффекта берёт на себя граунд-эффект. Под днищем автомобиля создаётся область низкого давления, превращая машину в импровизированную присоску и увеличивая давление на шины. Одними из первых на гоночном треке его использовали специалисты команды «Лотус» в 1978 году, мгновенно увеличив возможности своего болида. Остальные команды пытались не отставать и хоть как-то компенсировать появившийся разрыв с лидером. Среди них была и команда «Брэбем».
Правда, технически воплотить это было достаточно сложно, времени катастрофически не хватало, чтобы выработать собственные решения. Поэтому директору команды пришла в голову оригинальная идея, он собирался добиться того же эффекта, но совершенно другим путём. Вместо того чтобы работать с аэродинамикой, он решил превратить гоночный болид в огромный пылесос. В задней части машины установили мощный вентилятор, который должен был вытягивать воздух из-под днища, создавая тем самым зону разреженного воздуха. Новшество серьёзно нарушало регламент гонок, поэтому вентилятор встроили в систему охлаждения двигателя, используя на это чуть больше половины его мощности. Остальное всё шло на создание вакуума.
Brabham BT46B выступил на гран-при Швеции в 1978 году. Пилотам пришлось как следует постараться, чтобы сдержать обновлённый болид и не слишком выделяться на фоне остальных команд. Правда, получилось это плохо, и уже во время квалификационных заездов машины Brabham заняли второе и третье места. Другие гонщики оказались не в восторге от нововведения, тут же заподозрив неладное, и потребовали у комитета запретить использование болида, но формально тот прошёл аттестацию. Во время гонок пилоты на своей шкуре ощутили все особенности конструкции с дополнительным вентилятором: он буквально засыпал их грязью и щебнем. В итоге после бурных возмущений и громкого скандала было решено запретить применение такой конструкции. В следующий сезон Brabham BT46B уже не попал.
Chapparal 2J
В 1962 году двое гонщиков основали компанию Chaparral Cars. У них были весьма оригинальные идеи о том, как именно должна выглядеть и работать гоночная машина, чтобы показывать лучший результат на треке. Они много экспериментировали и создали крайне необычные болиды. К примеру, один из них было установлено огромное антикрыло, между прочим, первое в мире. Они построили несколько революционных гоночных автомобилей, способных показать высокие результаты на трассе. Одним из них был болид Chapparal 2J, который по сути являлся «машиной на воздушной подушке наоборот». Именно у него и позаимствовали идею с вентилятором для Brabham BT46B.
Изобретатели правильно рассудили, что лучший контакт с поверхностью дороги может оказать положительное действие на динамические показатели. Нельзя сказать, что выбранный ими способ достижения граунд-эффекта самый лучший, но в отсутствии развитых аэродинамических элементов он оказался единственно возможным. Чтобы создать зону пониженного давления под днищем автомобиля, они использовали два мощных вентилятора.
Сам по себе Chapparal 2J оборудовался чрезвычайно мощными на тот момент 760-сильным двигателем Chevrolet V8, обладающим объёмом 7,6 литра. Помимо этого, автомобиль имел ещё один мотор от снегохода, к которому подключались два вентилятора в задней части. Мощности создаваемого ими воздушного потока хватало, чтобы разогнать 2J до 60 км/ч на ровной дороге. Благодаря создаваемой прижимной силе машина не нуждалась в дополнительных аэродинамических элементах и демонстрировала отличную управляемость. Chapparal 2J успел установить несколько рекордов на трассе, а потом его использование запретили. Согласно некоторым источникам, причиной послужили именно его превосходящие возможности.
Porsche 917/30
В истории Porsche было много интересных автомобилей. Как дорожных, так и гоночных, но немногие из них способны превзойти болид 917/30. Своим появлением этот автомобиль обязан желанию руководства победить в гонке «24 часа Ле-Мана», поскольку только здесь заводская команда пока что не смогла похвастаться успехом. Работы над машиной начались ещё в 1968 году, когда племянник Фердинанда Порше задумал преподнести тому в качестве подарка долгожданную победу в гонке.
Разрабатывать машину с нуля не стали, вместо этого взяли за основу Porsche 908, но число и объём модификаций оказался настолько большим, что это уже был совершенно новый болид. Основными материалами стали алюминий, магний и титан, поскольку конструкторы пытались уменьшить вес, насколько могли. К тому же в качестве силовой установки планировалось использовать огромный 12-цилиндровый оппозитник, и шасси пришлось делать чрезвычайно прочным.
Результат оказался выше всяких похвал. При снаряжённом весе машины всего 800 килограмм, 4,5-литровый мотор с прямым впрыском топлива мощностью 580 лошадиных сил смог разогнаться до 340 км/ч. Реальные же способности двигателя выяснили случайно, когда запустили его на стенде для измерения характеристик. Из-за сломавшегося датчика ограничители не сработали, в экстремальном режиме оппозитник выдал около полутора тысяч лошадей и при этом остался цел. Болид Porsche 917/30 пережил целый ряд модификаций и принёс много важных побед, из-за чего и был запрещён.
Некоторые команды ради хайпа и рекламы устраивают на гоночном треке настоящие шоу, наподобие гонок между болидом и истребителем времён Второй мировой войны.