На данный момент автомобильного предприятия ЗИЛ больше не существует. Вместе с легендарным заводом ушли и многочисленные автомобильные модели. В лучшие времена на предприятии трудились талантливейшие инженеры и дизайнеры, которые создавали отличные машины. Конечно, далеко не каждый прототип попадал на конвейер. Поговорим о самых интересных из них.
ЗИЛ-Э134 «Макет №2»
Проект завода, который был представлен в 1956 году. Тягач ЗИЛ-Э134 – это военная машина с равнорасположенными осями и полным приводом. Колесная формула – 8х8. Проходимость тягача была ничуть не хуже, чем у гусеничных образцов. Всего для испытаний построили три прототипа, один из которых был плавающим.
ЗИЛ-129Б
Проект от 1958 года. На фотографии городской автобус, в основу которого положили шасси туристической модели ЗИС-127. Машина отличалась более совершенными сидениями и наличием ширмовых дверей.
ЗИЛ-159
Еще один автобус от 1958 года, который должен был прийти на смену ЗИЛ-158. Несмотря на ряд интересных решений, в конструкции был обнаружен ряд пагубных недоработок. Устранить их так и не смогли, главным образом из-за начавшихся бюрократических проволочек вокруг проекта. Кстати, 159-ка стала последним разработанным на ЗИМ автобусом.
ЗИЛ-Э169А
Первая полноценная попытка сделать бескапотный грузовик на заводе. Предполагалось, что данная машина заменит устаревающий ЗИЛ-130. Впоследствии наработки ЗИЛ были использованы в разработке целого семейства КамАЗов. На конвейер по решению бюрократов 130-ка так и не пошла.
ЗИЛ-3Э169А
Машина ЗИЛ в которой узнаются многие КамАЗы. Разработан концепт был в 1969 году. Данный ЗИЛ относился уже к третьему поколению грузовиков. Продолжением проекта стало создание грузовика ЗИЛ-170. Он в свою очередь также стал основой для машин КамАЗ.
ЗИС-132С
На предприятии предпринимались попытки создавать вездеходы на арочных шинах. Именно так появился ЗИС-132С. Кабину для необычной машины взяли от ЗИЛ-164. Проект закрыли уже после первых испытаний, где образец показал себя не с лучшей стороны. Из-за специфической конструкции у машины были проблемы с центром тяжести.
ЗИЛ-135П «Дельфин»
Специально для армии на ЗИЛ была разработана вот такая амфибия. За основу «Дельфина» взяли шасси ЗИЛ-135К. Изначально, проект задумывался как шасси для самоходного моста. В итоге, инженеры все-таки переделали машину в достаточно обычную амфибию. По непонятным причинам проект так и не пошел в серию.
ЗИЛ-130Г
В начале 1970-х годов на предприятии уже серьезно стоял вопрос модернизации 130-ой модели знаменитого грузовика. Конструкторы предложили модификацию «Г», главным отличием которой было использование кабины из стеклопластика. Первые тесты прошли в 1971 году. В серию вариант запускать не стали.
ЗИЛ-4305 «Чебурашка»
Что будет если взять шасси от представительского лимузина ЗИЛ-4304 и скрестить его с кабиной от грузовика ЗИЛ-131? Получится такой необычный грузовик с названием «Чебурашка». Такое прозвище прототипу дали рабочие предприятия из-за непропорциональных форм. Некоторое время машина успешно использовалась в качестве внутризаводского транспорта.
Очень грустно, что этого завода больше нет. Вот уж точно тлен и безысходность: последние дни легендарного завода ЗИЛ на щемящих фотографиях, сделанных отечественными журналистами.