30 июня 2024 года в Китае произошло интересное событие, которое будет иметь серьёзные и далеко идущие последствия: в провинции Гуандун открылась большая транспортная система длиной 24 километра. Она включает в себя много инфраструктурных объектов, в том числе и подводный тоннель, её возведение стоило почти 112 миллиардов юаней, а само сооружение побило десяток мировых рекордов.
Транспортная проблема
Среди всех районов Китая дельта Жемчужной реки может похвастаться едва ли не самой большой плотностью населения, постоянно развивающейся экономикой и очень непростой географией. Дельта глубоко врезается в сушу и образует широкий залив. Отсюда открывается живописный вид, и множество туристов останавливается здесь, чтобы полюбоваться окрестностями. Правда, большинству местных жителей такая красота в большинстве случаев мешает, а не приносит радость. На побережье находится несколько крупных городов, включая Макао, Чжухай, Чжуншань, Гонконг и Гуанчжоу. Всего в районе дельты Жемчужной реки проживает более 86 миллионов человек, и это почти в два раза больше, чем насчитывалось в 2000 году.
Количество транспортных проблем за это время выросло пропорционально, несмотря на все усилия правительства. Для тех, кто работает на противоположном конце залива, дорога превращается в настоящий кошмар, им приходится тратить почти два с половиной часа, чтобы добраться до места назначения, а потом столько же по дороге домой. Такой пассажирский поток чрезмерно нагружает и так перегруженную транспортную систему и создаёт большие проблемы. Именно это и стало главной причиной строительства двух грандиозных объектов.
Первым стал мост Гонконг-Чжухай-Макао протяжённостью 55 километров. Его открыли ещё в 2018 году, но в первое время он был практически пустым. По нему можно добраться на противоположный берег, вот только на частном транспорте можно было проехать лишь со специальным разрешением, что вызвало много недовольства среди местных жителей. Сейчас ситуация разрешилась, и мост превратился в транспортную магистраль, а его строительство очень дорого обошлось бюджету. Правда, этого всё равно было недостаточно, и за год до окончания строительства был начат ещё один проект.
Над водой и под землёй
На создание предыдущего моста ушло очень много сил и времени, но и этот оказался совсем не простым. Конструкторам пришлось столкнуться с большими проблемами, а некоторые из них так и не получилось решить, из-за чего проект получился очень экзотическим. Одна из причин этого – оживлённое судоходство в дельте Жемчужной реки, а также расположенный рядом аэропорт. Над дельтой Жемчужной реки часто стоит плотный смог из-за близко расположенных больших городов, что ухудшает видимость и создаёт большую опасность для прибывающих и взлетающих самолётов. И новый мост неизбежно увеличил бы эту опасность, поскольку самолёт мог бы просто врезаться в опору или ванты. К тому же появление нового препятствия явно осложнило бы и без того непростую ситуацию с судоходством.
Такой сложный транспортный путь решили построить между городами Шэньчжэнь и Чжуншань, примерно в 31 километре от моста Гонконг-Чжухай-Макао. Причём эти два моста соединяются между собой. Правда, на деле всё оказалось намного сложнее, чем на бумаге, а самой большой сложностью был как раз тоннель. Мост планировался восьмиполосный, по четыре полосы в каждую сторону, и подводный тоннель просто обязан был обеспечить такую же пропускную способность. Рыть тоннель под землёй не представлялось возможным из-за характера грунта, и его решили положить по самому дну. Сам по себе тоннель представляет собой два состыкованных короба прямоугольного сечения, между которыми оставили место для технологического тоннеля. В каждом коробе проложили 4-полосную трассу, а потом закрыли всю конструкцию огромной укреплённой насыпью.
Интересно, что для создания входа в тоннель и выхода из него построили искусственный остров посреди залива. Именно в этот остров упирается конец моста, и автомобили плавно, даже не снижая скорости, по трассе спускаются под воду. На самом острове построена собственная инфраструктура, а с основной дороги имеется два съезда. В самом подводном тоннеле ради безопасности людей установлены мощная система вентиляции, а также пожаротушения. Их работа полностью автоматизирована, а за работой всего этого хозяйства следят роботы, перемещающиеся по тоннелю.
Открытие моста состоялось 30 июня, и на него приехало около 20 тысяч человек. Именно столько решило воспользоваться новой транспортной магистралью в день торжественного открытия на частном транспорте и на специально организованных экскурсионных маршрутах. Помимо этого, по мосту запустили маршруты общественного транспорта, на которых можно добраться на противоположный берег прямо в аэропорт.
Рекорды
Настолько грандиозное сооружение не могло обойтись без нескольких установленных рекордов. Правда, в основном они касаются исключительно строительных работ. Например, строители умудрились положить 378 800 квадратных метров дорожного покрытия из эпоксидного асфальтобетона. Или же монтаж трубчатого тоннеля самого большого диаметра (55,6 метра), изготовленного из сталефибробетона. Последний – это смесь прочного бетона и стальной фибры.
Впрочем, есть и более интересные рекорды. Мост Шэньчжэнь-Чжуншань подвесной, то есть мостовое полотно удерживается на весу при помощи тросов. Длина самого длинного пролёта составляет рекордные 1666 метров. При этом максимальная высота полотна над водой составляет 91 метр, и это тоже рекорд.
Постройка подводного тоннеля тоже не обошлась без интересных цифр. Так, тоннель изготавливали отливкой из сталефибробетона, причём единовременно было использовано 29 тысяч кубических метров этого материала. Длина восьмиполосного тоннеля из погружной трубы тоже оказалась рекордной – 5035 метров.
Возможно, мост из Шри-Ланки в Индию был бы ещё более грандиозным проектом, но его никак не соберутся построить.