Aerocon Wingship: Главный конкурент «Каспийского монстра»

Буйная инженерная фантазия – главный двигатель технического прогресса. Правда, в попытках изобрести нечто новое, полезное и удивительное специалисты порой немного промахиваются и создают совершенно бесполезное высокотехнологичное недоразумение. Именно таким и оказался Aerocon Dash 1.6 Wingship, огромный экраноплан.

Интересная идея

Конструкторы непрерывно совершенствуют транспортные средства и создают новые, пытаясь добиться большей скорости, грузоподъёмности и экономичности. Время от времени у них возникают весьма интересные новаторские идеи, благодаря которым появляются на свет очень необычные проекты. Экраноплан – продукт подобных размышлений.

В принципе, инженерная мысль сработала в правильном направлении. Вода является единственным препятствием, которое мешает кораблю разогнаться до более высоких скоростей. Если же совсем убрать её сопротивление, можно будет значительно ускорить морские перевозки. Чтобы добиться нужного результата, корпус нового транспортного средства подняли над водой, а держалось оно за счёт аэродинамической подушки. Судну лишь необходимо разогнаться до определённой скорости, после чего крылья поднимут его над поверхностью, а вода перестанет мешать движению. Так и родился экраноплан, который может летать с достаточно большой скоростью над водой или сушей.

Разработками экранопланов занимались многие специалисты, например, в Советском Союзе создали огромного «Каспийского монстра». Это был военный транспорт со снаряжённой массой 240 тонн, способный передвигаться со скоростью до 500 км/ч. В Соединённых Штатах тоже должно было появиться подобное судно, только гораздо большее.

Aerocon Dash 1.6 Wingship

Армии Соединённых Штатов был необходим новый транспорт, быстрый и с большой грузоподъёмностью, поэтому агентство перспективных проектов (DARPA), работающее под началом Министерства обороны США, живо заинтересовалось идеей экраноплана и даже начало финансирование разработки проекта Aerocon Wingship. В результате его реализации должен был появиться огромный гражданский транспорт, роскошный и комфортабельный. По замыслу конструкторов, его вместимость могла составить до 3000 человек. При расчётной длине 173 метра и массе 1627 тонн, он должен был развивать крейсерскую скорость 741 км/ч.

Правда, чтобы поднять в воздух столь огромную и тяжёлую конструкцию, экраноплан необходимо было оснастить мощнейшей силовой установкой. Поскольку подобной попросту не существовало, решили попросту составить её из 20 турбореактивных авиационных двигателей. Их разместили в передней части, разделив на два блока, смонтированных по разные стороны корпуса. По мнению конструкторов, этого должно было хватить, чтобы добиться взлётного веса 4500 тонн при дальности полёта 19000 километров.

Конечно, был и военный вариант, спроектированный под нужды армии. Согласно проведённым расчётам, он мог вместить в себя 20 танков, 32 вертолёта, 300 гаубиц и 4 десантных корабля. В таком виде базовый проект отправился на утверждение в DARPA. Там долго рассматривали его со всех сторон и в 1994 году дали своё заключение. Мало того что расчётная стоимость создания одного транспорта составила более миллиарда долларов, так ещё и технические риски были чрезвычайно велики. Проект в итоге закрыли, и он остался исключительно на бумаге.

Перспективная, но сомнительная технология

Вероятно, экраноплан можно назвать одним из самых больших технических разочарований, поскольку перспективная идея оказалась совершенно никому не нужна. Конечно, экраноплан оказался способен развить гораздо большую скорость, чем корабль, а также обладает некоторыми другими преимуществами: может летать над любой поверхностью и не требует аэродрома для запуска и посадки. Тем не менее всё перечёркивают несколько его крупных недостатков.

Вероятно, самый главный «минус» – это очень плохая управляемость. Обладая похожей конструкцией, самолёт для маневрирования активно использует крылья, а у экраноплана подобной возможности нет. Поэтому о быстрой и точной смене курса не может быть и речи. В экстренных ситуациях всё ещё сложнее, здесь необходимо быстрое маневрирование, а выполнить его очень проблематично. Во время испытаний уже собранных образцов всплыла ещё одна проблема, от которой экраноплан избавиться никак не может. Он летит слишком низко над поверхностью на высокой скорости, что ставит под угрозу и сохранность груза, жизни пилотов, поскольку те попросту не успеют отреагировать, если во время полёта произойдёт авария.

Ко всему этому можно добавить вопросы сугубо технического плана. Например, экраноплан сильно проигрывает самолёту, поскольку может передвигаться исключительно над ровной местностью без перепадов рельефа, а также обладает гораздо меньшей скоростью. Всё это в совокупности и решило судьбу экранопланов. На текущий момент существуют лишь единичные проекты, развивающие эту отрасль, о массовом использовании технологии речи не идёт. В основном, они выполняют роль перспективного решения вполне конкретных проблем с транспортом в определённых регионах.

Одну из самых интересных концепций самолёта, термоядерный HSP Magnavem, представил промышленный дизайнер и по совместительству инженер Оскар Виналс.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓