Автомобильная промышленность развивается в России очень странными путями. Очень долгое время она находилась почти в коматозном состоянии, после ввода антироссийских санкций чуть не загнулась окончательно, но выжила и даже пытается создать свой собственный продукт. Яркий тому пример – внедорожник АМЗ «Комбат», появления которого никто не ждал.
Продукт сотрудничества
Вот уж чего сложно было ожидать, так это что АМЗ перейдёт к производству внедорожников. Вообще, у Арзамасского машиностроительного завода довольно длинная и сложная история, которая началась ещё во второй половине 1960-х годов. Изначально он строился ради производства автозапчастей для Горьковского автомобильного завода, но в 1980 году его фактически перевели на «военные рельсы». В силу целого ряда причин именно сюда переместили выпуск БТР-70, и с тех пор специализация завода полностью поменялась. Предприятие довольно быстро превратилось в часть военно-промышленного комплекса страны и занялось выпуском военной и спецтехники. И если уж здесь выпускались внедорожники, то это были «Тигры», которые впоследствии стали на вооружение ВС РФ. После ввода антироссийских санкций заводу пришлось несладко, и потребовались серьёзные усилия, чтобы остаться на плаву, но он выжил. И, скорее всего, одной из мер по поддержанию АМЗ на плаву и стал новый проект «Комбат».
Аналогичным образом санкции ударили и по Горьковскому автомобильному заводу, и здесь тоже столкнулись с большими трудностями. Предприятию пришлось приспосабливаться к изменившейся реальности и пересмотреть долгосрочную перспективу. Одним из очень полезных решений стало сотрудничество с АМЗ. Горьковский автомобильный завод как раз собрался заняться выпуском полноприводного «Соболя», а в АМЗ хотели выпустить нечто новое и расширить таким образом своё присутствие на рынке. Это и послужило основой для очень интересного сотрудничества.
Новый «Соболь»
В своё время ГАЗ переквалифицировался с производства легковых автомобилей на выпуск коммерческих, причём сделал это очень удачно. Газовские автобусы и микрофургоны в многочисленных исполнениях пользовались и пользуются действительно большим спросом, а очередным коммерческим транспортом стал «Соболь», небольшой грузопассажирский фургон. Его конструкция получилась весьма удачной, хоть и не лишённой недостатков. Компактный коммерческий автомобиль обладал приличной манёвренностью, грузоподъёмностью до одной тонны, хорошо показал себя на дороге и при этом имел приемлемую цену.
На основе «Соболя» уже успели сделать многочисленные модификации, включая фургоны, микроавтобусы, бортовые грузовики и спецтехнику, а последней стала полноприводная модель. Её представили довольно давно, и, согласно представленной информации, в конце 2023 года стартовало серийное производство «Соболя 4х4». На рынке ждут его с нетерпением. Компании собираются использовать его повышенные возможности в своей работе, а частные владельцы с большим удовольствием превратят коммерческий грузопассажирский фургон в транспорт для охоты, рыбалки и поездок на пикник. Впрочем, на Арзамасском заводе ему уже нашли применение, из него получаются отличные внедорожники.
Внедорожник из «Соболя»
Внедорожником на АМЗ заинтересовались не просто так, его собираются выпускать в служебной и в гражданской модификациях. Служебная отойдёт для спецподразделений и вооружённых сил, а гражданскую смогут приобрести обычные смертные. Поскольку внедорожник построили на основе последнего «Соболя NN» с полным приводом, он получил по наследству практически все внедрённые в него новшества. Что получит служебная модификация, остаётся только гадать, но одной из опций обязательно будет дополнительное бронирование. Правда, для его установки потребуется усилить шасси, установить более мощную подвеску, поставить столь же мощный двигатель и внести ещё немало радикальных модификаций. Причём о большей части из них ещё долгое время наверняка никто и ничего не скажет.
Кузов у «Комбата» оригинальный. Разработанный специально для него. Ему обеспечили модный сейчас оквадраченный внешний вид, выштамповки на колёсных арках и массивную переднюю часть с большой радиаторной решёткой. В любом случае этот автомобиль изначально задумывался как служебно-военный, поэтому у него простой и довольно примитивный дизайн, который не претендует на лавры шедевра мировой классики. Судя по сказанному, до появления внедорожника «Комбат» на рынке пройдёт ещё очень много времени, года 3-4, и к тому времени он успеет радикально измениться.
Сейчас техническая начинка «Комбата» явно была взята из «Соболя NN» практически без изменений. Под его капотом находится дизельный двигатель с установленной на нём турбиной, а выдаёт он до полутора сотен лошадиных сил с крутящим моментом 420 Нм. У внедорожника пока что только механическая 6-ступенчатая коробка передач, но производитель обещал установить и автоматическую. Также от «Соболя NN» досталась трансмиссия с подключаемым полным приводом и новой раздаточной коробкой газовского производства. Помимо всего прочего, имеется блокировка заднего дифференциала и понижающая коробка.
Салон автомобиля отделан кожей и тканью, впереди разместилась медиасистема с тачскрином, а в крыше предусмотрены люки. Салон сам по себе непритязательный, впрочем, это всего лишь концепт, а в них обычно детали салона не раскрываются вообще, поскольку здесь всё постоянно меняется.
В рамках форума «Армия-2024» был продемонстрирован концепт внедорожника, основанный на агрегатах полноприводного «Соболь NN». Предполагается, что «Комбат» выйдет гораздо позже своего родоначальника, но вот о его цене пока что никто не говорил. Если его выпустят в таком виде, он наверняка получит очень много критики из-за недостатков в дизайне и конструкции. Остаётся лишь надеяться, что к окончательной премьере его хоть немного усовершенствуют.
Внедорожник Land Rover Defender по-прежнему остаётся популярным, но вот его экстремальная модификация довольно спорная, и совершенно непонятно, для чего сделана.